Коллектив — это группа, в которой межличностные отношения опосредованы с помощью общественно ценного и личностно значимого содержания совместной деятельности. Это представляет собой его основное психологическое отличие от остальных видов групп.
Понятие малой группы
Малая группа — это небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек). Они заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Малые группы составляют элементарные ячейки общества, в которых индивиды проводят большую часть своей жизни. Примеры малых групп, наиболее значимые для людей, представлены:
- Семьями,
- Школьными классами,
- Трудовыми коллективами,
- Объединениями близких людей (приятелей) и др.
Малая группа характеризуется тем, что ее члены находятся в определенной психологической близости. Она представляет собой относительно самостоятельное социально-психологическое образование.
Психологическая общность участников малой группы обнаруживается по разным параметрам. Они могут быть чисто внешними (например, территориальная общность соседей), внутренними (например, члены семьи). Меру психологической общности способна определять степень сплоченности группы. Это одна из основных характеристик ее социально-психологического развития.
Малые группы разнятся в зависимости от величины, характера и структуры отношений. Они отличаются по индивидуальному составу, ценностям, нормам и правилам взаимоотношений, особенностям межличностных отношений, целям и содержанию деятельности.
Малые группы классифицируют по следующим основаниям: близость и глубина складывающихся отношений, принцип формирования, отношение личности к нормам группы и др. В соответствии с близостью и глубиной складывающихся взаимоотношений отдельно рассматривают первичную группу.
Понятие и особенности коллективов
В целом отечественная психология определяет коллектив в качестве высшей формы социальной организации. В ее основе лежит идейная общность и отношения товарищеского сотрудничества, включающие взаимопомощь участников. Создание и процесс развития коллектива включены в число организованных групповых процессов.
Основные факторы формирования коллектива как малой группы включают:
- Широкое использование и следование групповым и коллективным формам организации совместной деятельности, формирование функциональной, материальной, информационной, организационной, управленческой связи и зависимости участников;
- Компетентное руководство и положительный личный пример руководителя;
- Целенаправленное развитие самосознания коллектива, включая его ориентацию на самосовершенствование (коллектив превращается в субъект управления и воспитания).
Основной (вторичный коллектив) обладает собственными особенностями. Во-первых, он, как правило, включает несколько первичных коллективов и малых групп и чаще всего их просто численно больше. Во-вторых, вторичные коллективы чаще всего наделены большей степенью экономической и политической автономности.
Модели развития группы
Социальная психология рассматривает коллектив как малую контактную социальную группу. В связи с этим выделяют «модели» развития группы, которые призваны фиксировать отдельные этапы и уровни в рамках данного движения. Наиболее развернутая попытка подобного рода представлена в психологической теории коллектива, которую разработал А. В. Петровский. Этот автор определяет группу как систему, состоящую из 3 страт (слоев). Каждый слой характеризуется определенным принципом, в соответствии с которым происходит построение отношений между участниками.
В пределах первого слоя происходит реализация, прежде всего, непосредственных контактов между людьми. В их основе лежит эмоциональная приемлемость или неприемлемость. Во втором слое осуществляется опосредствование данные отношений через характер совместной деятельности.
В последнем слое, который называется ядром группы, происходит развитие отношений, основанных на принятии всеми участниками группы единых целей групповой деятельности. Данный слой может соответствовать высшему уровню развития группы, а его существование позволяет предполагать, что перед нами малая группа в виде коллектива.
Дальнейшие исследования, развитие теоретических представлений и экспериментальная практика позволили более точно определить основную идею всей концепции. Петровский выдвинул предположение о том, что деятельностное опосредование выступает в качестве системообразующего признака коллектива.
С позиции вносились уточнения в анализ многоуровневого строения группы. Это происходило для создания определенной иерархии различных процессов, происходящих в группе. Автор предпочел в последней редакции рассмотреть уровни групповой структуры в обратном порядке. Он начал с характеристики ядерных отношений.
Центральный элемент групповой структуры формирует сама предметная деятельность группы, которая задается через более широкую социальную структуру. В нее включена данная группа. Подобная предметная деятельность в этой ситуации представляет собой непременно социально-позитивную деятельность (при анализе именно коллектива).
Диагностика степени развития группы состоит из качественно-количественной оценки каждого параметра. В нескольких экспериментальных исследованиях прослеживается зависимость всех процессов, которые протекают в группе, от ядерного слоя. Данный слой — это непсихологическое образование, но оно дает возможность связывать с психологическими процессами те общественные отношения, в которых существует группа.
На втором слое групповой структуры фиксируются отношения каждого участника группы к групповой деятельности, ее целям и задачам. Этот слой назван ценностно-ориентационным единством и определяет совпадение ценностей, которые касаются совместной деятельности и развитие определенной мотивации участников.