Когнитивная психология — это раздел психологии, предметом изучения которого являются: восприятие, мышление, воображение, речь, память и прочие познавательные (когнитивные) процессы.
История когнитивной психологии
Многие положения когнитивной психологии, находятся в основе современной психолингвистики. Ее выводы также нашли широкое применение в прочих разделах психологического знания (социальная психология, психология личности, психология образования и т. д.) и в построении систем искусственного интеллекта.
Основными представителями когнитивной психологии являются:
- Д. Миллер,
- Д. Брунер,
- У. Найссер,
- Г. Саймон,
- А. Ньюэлл,
- К. Прибрам,
- Р. Солсо,
- Д. Сперлинг,
- Б. Величковский.
Формальное начало этому направлению было положено в сентябре 1956 года. В это время в Массачусетском технологическом институте была сформирована специальная группа электрической и электронной инженерии. Она занималась информационной теорией. Считается, что данное объединение стало началом когнитивной революции в психологии.
В ее работе принимали участие Дж. Свитс, Д. Миллер, Н. Хомский, Г. Саймон, А. Ньюэлл, Д. Грин.
Когнитивная психология стала продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах (эргономика и инженерная психология). Огромную роль в формировании когнитивной психологии сыграла необходимость психологической поддержки процесса обучения и в исследования интеллектуального развития детей. Данные задачи невозможно было решить в рамках бихевиоризма, который уже устаревает к 1960-х гг., так как был построен только на опытах с животными (предполагалось, что человек ведет себя аналогично).
Когнитивную психологию создали представители необихевиоризма и гештальтпсихологии, которые понимали степень ограниченности старых моделей и стремились создавать новые. Так, Э. Чейс Толмен разработал когнитивные карты. Огромный вклад в становление данного направления также внесли последователи нейропсихологии (например, А. Лурия).
Все модели когнитивного направления начали приобретать инновационную форму благодаря компьютерной революции XX века и лингвистическим трудам Н. Хомского, который смог доказать, что лингвистику можно свести к алгоритмическим моделям. Д. Бродбент занимался развитием моделей сенсорного восприятия информации. Р. Аткинсон смог смоделировать процессы памяти человека по аналогии с компьютерами.
Практическое компьютерное моделирование процессов решения задач в рамках трудов в области искусственного интеллекта начинается в вюрцбургской школе. Так, У. Найсерр в 1967 году создает первое руководство по когнитивной психологии.
Основные концепции когнитивной психологии
С момента появления возможности осуществлять прямые исследования мозга (например, с помощью средств МРТ) когнитивные модели с одной стороны получают возможность совершенствования, с другой стороны, в этой сфере встает вопрос: «должен ли искусственный интеллект, который ведет себя как человек, быть устроен как он?».
Когнитивная психология в области построения моделей ввела несколько понятий:
- Долговременная память,
- Оперативная память,
- Внимание,
- Восприятие,
- Язык,
- Метакогнитивные процессы.
Цель когнитивной психологии состоит в понимании и моделировании процессов взаимодействия данных сущностей. Оно настолько формально, насколько можно, в идеале при формулировке алгоритмов работы функций мозга. Одним из процессных концепций стали дуальные процессы обучения.
В качестве примера когнитивного исследования восприятия можно выделить перцептивную готовность. Так, сталкиваясь с новыми вещами, человеку необходимо их осмысление и возможное отнесение к уже известным категориям (формирование новых категорий).
Фактически многие коннективисты рассматривали мозг в качестве детерминированного компьютера. Это сделало когнитивную психологию смежной наукой с направлением по разработке искусственного интеллекта. Многие алгоритмические модели, включая коннективистскую модель и алгоритмы искусственной нейронной сети, активно применяются как в когнитивной психологии, так и в сфере разработки искусственного интеллекта.
Вклад К. Прибрама в становление когнитивной психологии
Одним из направлений когнитивной психологии, которое вызвало большой интерес у учёных, является разработка голографической модели функционирования психики. осуществленная Карлом Прибрамомв сотрудничестве с известным американским психологом и физиологом К. С. Лешли.
Прибрам помогал Лешли систематизировать результаты исследований по резекции части головного мозга у животных. В ходе проделанной работы автор сделал вывод, что память и имеющиеся навыки могут сохраняться у животных, которые подверглись резекции (даже после удаления обширных участков мозга). Это означало, что память и выработанные навыки распределяются по всему объёму мозга, а не локализуются только в некоторых участках.
Прибрам взял за основу труды физика Д. Бома, уподобив работу памяти физической голограмме. Суть голограммы заключается в сохранении на материальном носителе результатов интерференции двух электромагнитных волн, испускаемых отдельными источниками. Один из них является отражением соответствующего объекта. В случае интерференции данных источников формируется интерференционное изображение в виде светлых и тёмных колец.
Освещение голограммы с помощью луча лазера ведет к появлению объёмного изображения объекта, который фиксирован в голограмме. Особенность голографической матрицы заключается в том, что при отделении от неё части любого размера в ней происходит сохранение всей картины в целом (хоть и менее чёткой).
Некоторые положения этой теории экспериментально подтвердили А. Лурия и Б. Величковский. Предложенная Прибрамом голографическая модель не смогла получить всеобщего признания в научном сообществе. Однако ее обсуждали многие известные психологи. Она также сыграла важную роль в становлении трансперсональной психологии.