Первый этап становления клинической психологии
Клиническая психология ‒ это раздел психологии, изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.
Начальный этап становления клинической психологии охватывает первые два десятилетия XX в. В данный период совершается зарождение научного подхода к исследованию отклоняющегося психического развития.
Уже в самом начале своего развития клиническая психология была тесным образом объединена с проблемами нарушений психического развития ребенка, т.е. большей частью выступала как клиническая психология развития. Л. Уитмер, который является автором термина «клиническая психология», проводил практическую и научную деятельность на основе построенной им детской клиники при Пенсильванском университете. Один из пионеров американской клинической психологии У. Хили известен, прежде всего, своим исследованием делинквентных подростков
На границе XIX и XX вв. на стыке психиатрии, философии и психологии появляется психоанализ ‒ новое учение, которое перевернуло устоявшиеся представления о психической жизни человека, законах отклоняющегося и нормального функционирования психики. Его основатель, выдающийся австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, отводил главную роль в появлении психических заболеваний ранним детским переживаниям человека.
В российской психологии теоретические концепции формирования психики стали формироваться несколько позже, все же, уже в первые годы XX в. известный отечественный педагог и анатом П. Ф. Лесгафт издал ряд работ, которые содержали интересные размышления и наблюдения, касающиеся к проблемам психического формирования: «Период возмужалости», «Первые годы жизни ребенка», «Материалы для изучения школьного возраста» (1901‒1904). Лесгафт создал оригинальную типологию школьников исходя из их отношения к ровесникам, взрослым и процессу обучения.
Из отечественных исследователей данного периода необходимо отметить также А. Ф. Лазурского и А. П. Нечаева. А.П. Нечаев начал исследовать индивидуальные особенности обучения и становления детей, применяя методы экспериментальной психологии. Он обращал особенное внимание на индивидуальный подход к учащимся с учетом их возраста, умственной работоспособности, превалирующих типов памяти и видов образных представлений.
В данный же период были образованы первые практические инструменты психологической коррекции и психодиагностики. В 1904 г. французский психолог и врач Альфред Бине получает от Министерства образования заказ на учреждение методик для определения неполноценных в умственном лане детей, которые неспособных к обучению в массовой школе. Тесты, которые были разработаны им вместе с Т. Симоном, получают обширную известность и делаются прообразом последующих интеллектуальных тестов.
Приблизительно в тот же период итальянский детский педагог и врач Мария Монтессори, которая долгое время работала с умственно отсталыми детьми, определяет основные принципы собственной педагогической концепции, обращенной на коррекцию умственного формирования. Центральное место в данной концепции занимают игры, которые обеспечивают формирование сенсомоторной области ребенка. Вскоре М. Монтессори начинает использовать свой метод также для умственного воспитания детей дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
Таким образом, почти одновременно закладываются основания двух значительных практических течений клинической психологии: психологической коррекции и психодиагностики.
Второй этап развития клинической психологии
Второй этап ‒ это 20‒30-ые гг. XX в., когда формируются концептуальные основания клинической психологии. В данный период вырабатывается большая часть теоретических подходов, которые и до настоящего времени определяют общее направление исследований в сфере психологии развития вообще и клинической психологии развития в частности. В смежных сферах науки ‒ детской и общей психологии ‒ были сформированы концепции, которые позже обогатили клиническую психологию новыми методами и идеями.
Большое влияние в Европе получила теория интеллектуального формирования ребенка, разработанная выдающимся швейцарским психологом Жаном Пиаже. Ее значение определялось не только общетеоретическими положениями, но и созданными Пиаже новыми методами изучения. Использовавшаяся им клиническая беседа с ребенком давала возможность подробно исследовать детские представления о мире и способы рассуждения, типичные для различных возрастных периодов. На данном основании последователи Пиаже разработали методы качественной диагностики уровня умственного формирования ребенка, пути коррекции нарушений.
Значительный вклад в клиническую психологию внесли новые направления глубинной психологии: аналитическая психология К. Г. Юнга и индивидуальная психология Альфреда Адлера. В начале 1920-ых гг. формируется детский психоанализ как самостоятельная ветвь практической и научной деятельности. Его основывают одновременно и независимо друг от друга дочь Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд, и одна из его последовательниц ‒ Мелани Кляйн. Существенные разногласия между ними позднее не раз грозили расколом психоаналитическому движению, но именно их труды дали возможность в последующем выстроить психоаналитическую психологию развития.
В России начала формироваться отечественная школа клинической психологии развития с преимущественной ориентацией на дефектологию. Выдающийся вклад в ее разработку внес Л. С. Выготский, который возглавил первый в Европе институт дефектологии. Л. С. Выготский и его сотрудники сформировали культурно-историческую теорию формирования психики. Л. С. Выготский сформулировал такие важные для клинической психологии развития термины, как:
- психологический диагноз;
- первичный, вторичный и третичный дефект;
- психологический синдром и др.
В 1920‒1930-ые гг. интенсивно формировались методы психодиагностики и коррекционного обучения, что, в свою очередь, стимулировало массовые психолого-педагогические исследования в данной сфере.
Третий и четвертый этап развития клинической психологии
Третий этап относится к 1940‒1970-ым гг. Он характеризуется разработкой проблематики клинической психологии в границах других психологических дисциплин. Проводятся конкретные исследования, накапливается фактический материал, обогащается методический инструментарий.
Данные годы стали периодом последующей разработки концепций, основные принципы которых были заложены в предшествующие два десятилетия. Были подробно исследованы разные варианты отклоняющегося развития, описаны многие ранее неизвестные отклонения. Интенсивно совершенствовались ранее сформированные и разрабатывались новые методы психодиагностики, психотерапии и психологической коррекции.
В отечественной клинической психологии развития в этот период, как и в предшествующий, исследовалась преимущественно проблематика, связанная с интеллектуальными и сенсорными нарушениями.
Четвертый этап начинается с 80-ых гг. XX в. и продолжается по настоящее время. Его ключевую особенность составляет оформление клинической психологии в отдельную психологическую дисциплину.
Важной характеристикой настоящего периода делается институционализация клинической психологии. В ряде университетов мира возникают исследовательские и учебные программы по этой дисциплине.
В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы развития, как за рубежом, так и в России.