Детская клиническая психология
Детская клиническая психология ‒ это направление в медицинской психологии, которое занимается оценкой состояния психики ребенка, разработкой и реализацией плана ее коррекции и программы по реабилитации.
В детском и подростковом возрасте достаточно сложно провести отчетливую границу между болезненными нарушениями и возможными отклонениями в формировании психики, так как психика и личность ребенка еще только формируются. В детской клинической психологии, которая придерживается нозологического принципа диагностики расстройств, срабатывает нормативистский подход к установлению психической патологии и нормы, который состоит в следующем: нормой является то, что отвечает социально обусловленным задачам формирования личности ребенка на каждом этапе развития.
Так же детская клиническая психология формируется на следующих принципах при изучении детей и подростков: сравнительность, комплексность, системный качественный анализ психической деятельности, принцип динамического исследования ребенка. В зависимости от задачи изучения психолог может применять проблемный и/или психодиагностический подходы к изучению.
Клиническая психология располагает следующими методами исследования:
- беседа с ребенком;
- наблюдение за особенностями взаимодействия с окружающими;
- эксперимент, который состоит в направленном использовании ряда методик диагностики, дающих возможность обнаружить отклонения в формировании ребенка или его поведении, дать оценку степени их выраженности;
- анализ жизни ребенка. Для сбора информации проводятся беседы с родственниками и изучаются медицинские карты.
Эффективность психологического воздействия без дополнительных знаний из смежных сфер невозможна, так как детская клиническая психология находится в тесной связи с другими научными дисциплинами, такими как неврология, педагогика, детская физиология, психиатрия и др.
Клинико-психологическое интервью (беседа)
Клинико-психологическое интервью (беседа) ‒ это метод получения сведений о психологических и индивидуальных качествах личности и состояниях психики.
Принципы клинико-психологического интервью:
- однозначность и корректность вопросов;
- доступность;
- проверяемость и адекватность;
- беспристрастность.
Интервью (беседа) складывается из двух частей. Первая часть ‒ нахождение психологического контакта. Это сложный и важный этап, способный воздействовать на качество результатов, которые буду получены.
Вторая часть интервью ‒ беседа во время эксперимента ‒ большей частью присуща для нозологической парадигмы клинической психологии.
Клинико-психологическое интервью может быть полуструктурированным и свободным.
Полуструктурированное интервью содержит в себе обязательный список особых вопросов, относящихся к установленной проблемы, по поводу которой обратились за помощью к психологу.
Свободные клинико-психологические интервью дают возможность собрать наиболее полные сведения об актуальных проблемах ребенка и условиях, в которых он находится. Свободное интервью дает возможность детям и взрослым спонтанно формулировать собственные актуальные, не навязанные психологом чувства и мысли, как это и бывает с ними в ежедневном общении.
Метод наблюдения
Наблюдение за поведением ‒ это способ оценки чувств, мыслей и действий ребенка в установленном социальном окружении.
Оно дает возможность выдвинуть гипотезу о природе проблемы и план ее корректировки.
В наблюдении обнаруживаются действительные проявления особенностей нервной системы ребенка в случаях социального взаимодействия и настоящие проблемы, которые могут быть связаны с данными особенностями, с которыми ребенок встречается в будничной жизни. Наблюдение за поведением может выполнять сам психолог или человек, обладающий возможностью проводить наблюдение (родитель, педагог, медицинский работник). Наблюдение получает особенное значение при деятельности с детьми, так как в данном случае к психологу обращается не сам ребенок, а взрослые, которые его окружают.
В наблюдении применяется следующая схема обследования:
- первоначально описываются события, которые предшествовали проявлению нарушений;
- потом (безоценочно!) описываются проявления расстройства;
- после чего идет описание следствий, с которыми сталкивается ребенок с проблемами.
В ходе наблюдения можно выявить большое число факторов, воздействующих на деятельность и проявление нарушений. В случае, когда наблюдение реализуется не психологом, а окружающими ребенка (пациента) людьми, появляется возможность непрямой оценки мотивации и роли данных лиц в актуализации нарушений.
Объектом клинико-психологического наблюдения может стать не только поведение, но и поведение в случаях ролевых взаимодействий, которые могут быть организованы психологом.
Эксперимент в клинической психологии
Эксперимент ‒ это метод, который предполагает активное вмешательство исследователя в действия участника эксперимента с задачей формирования условий для проведения проверки какой-либо гипотезы.
Психологический эксперимент представляет собой модель жизненной ситуации, которая может раскрывать (объективировать) особенности, как отдельных функций психики, так и свойств личности, установок, мотивов деятельности пациентов. Формируются условия, в которых могут четко выявляться особенности психики пациента, которые интересуют специалиста.
Проведение эксперимента выделяется от экспериментально-психологического изучения здоровых людей. Заболевание накладывает отпечаток на темп и прочие динамические свойства деятельности психики, на восприятие смысла вопросов и отношение пациента к процедуре обследования. Психолог должен принимать во внимание взаимосвязь данных условий.
Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально разработанных обстоятельствах, а действия участников обусловливаются инструкцией; естественным, когда исследование осуществляется в естественных условиях (в частности, формирование слепоглухонемых детей); констатирующим, когда исследуются явления психики; формирующим, если на его протяжении формируются установленные качества психики у участников эксперимента.
Анализ истории жизни
Анализ истории жизни ребенка содержит в себе сбор сведений о потенциально важных этапах формирования и жизненных событиях, которые оказали воздействие на проявление симптомов расстройства.
Такие сведения, как правило, относятся к следующему кругу вопросов:
рождение ребенка и связанные с этим события; развитие ребенка (возраст, в котором ребенок сделал первые шаги, начал говорить, приобрел навыки самообслуживания); медицинская история; история и характеристика семьи; социальные навыки ребенка; история образования ребенка; информация о досуге и личных отношениях с ровесниками (если речь идет о подростковом возрасте); описание попыток преодолеть расстройство до обращения к психологу; ожидания окружающих людей в отношении этого ребенка.
Таким образом, в клинической психологии применятся различные методы, которые дают возможность объективизировать, дифференцировать и квалифицировать разные варианты патологии и нормы. Выбор методики зависит от задачи, которая стоит перед психологом, психического состояния пациента, образования пациента, уровня сложности нарушения психики.