Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы клинической психологии для детей и подростков

Детская клиническая психология

Определение 1

Детская клиническая психология ‒ это направление в медицинской психологии, которое занимается оценкой состояния психики ребенка, разработкой и реализацией плана ее коррекции и программы по реабилитации.

В детском и подростковом возрасте достаточно сложно провести отчетливую границу между болезненными нарушениями и возможными отклонениями в формировании психики, так как психика и личность ребенка еще только формируются. В детской клинической психологии, которая придерживается нозологического принципа диагностики расстройств, срабатывает нормативистский подход к установлению психической патологии и нормы, который состоит в следующем: нормой является то, что отвечает социально обусловленным задачам формирования личности ребенка на каждом этапе развития.

Так же детская клиническая психология формируется на следующих принципах при изучении детей и подростков: сравнительность, комплексность, системный качественный анализ психической деятельности, принцип динамического исследования ребенка. В зависимости от задачи изучения психолог может применять проблемный и/или психодиагностический подходы к изучению.

Клиническая психология располагает следующими методами исследования:

  • беседа с ребенком;
  • наблюдение за особенностями взаимодействия с окружающими;
  • эксперимент, который состоит в направленном использовании ряда методик диагностики, дающих возможность обнаружить отклонения в формировании ребенка или его поведении, дать оценку степени их выраженности;
  • анализ жизни ребенка. Для сбора информации проводятся беседы с родственниками и изучаются медицинские карты.

Эффективность психологического воздействия без дополнительных знаний из смежных сфер невозможна, так как детская клиническая психология находится в тесной связи с другими научными дисциплинами, такими как неврология, педагогика, детская физиология, психиатрия и др.

«Методы клинической психологии для детей и подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Клинико-психологическое интервью (беседа)

Определение 2

Клинико-психологическое интервью (беседа) ‒ это метод получения сведений о психологических и индивидуальных качествах личности и состояниях психики.

Принципы клинико-психологического интервью:

  • однозначность и корректность вопросов;
  • доступность;
  • проверяемость и адекватность;
  • беспристрастность.

Интервью (беседа) складывается из двух частей. Первая часть ‒ нахождение психологического контакта. Это сложный и важный этап, способный воздействовать на качество результатов, которые буду получены.

Вторая часть интервью ‒ беседа во время эксперимента ‒ большей частью присуща для нозологической парадигмы клинической психологии.

Клинико-психологическое интервью может быть полуструктурированным и свободным.

Полуструктурированное интервью содержит в себе обязательный список особых вопросов, относящихся к установленной проблемы, по поводу которой обратились за помощью к психологу.

Свободные клинико-психологические интервью дают возможность собрать наиболее полные сведения об актуальных проблемах ребенка и условиях, в которых он находится. Свободное интервью дает возможность детям и взрослым спонтанно формулировать собственные актуальные, не навязанные психологом чувства и мысли, как это и бывает с ними в ежедневном общении.

Метод наблюдения

Определение 3

Наблюдение за поведением ‒ это способ оценки чувств, мыслей и действий ребенка в установленном социальном окружении.

Оно дает возможность выдвинуть гипотезу о природе проблемы и план ее корректировки.

В наблюдении обнаруживаются действительные проявления особенностей нервной системы ребенка в случаях социального взаимодействия и настоящие проблемы, которые могут быть связаны с данными особенностями, с которыми ребенок встречается в будничной жизни. Наблюдение за поведением может выполнять сам психолог или человек, обладающий возможностью проводить наблюдение (родитель, педагог, медицинский работник). Наблюдение получает особенное значение при деятельности с детьми, так как в данном случае к психологу обращается не сам ребенок, а взрослые, которые его окружают.

В наблюдении применяется следующая схема обследования:

  1. первоначально описываются события, которые предшествовали проявлению нарушений;
  2. потом (безоценочно!) описываются проявления расстройства;
  3. после чего идет описание следствий, с которыми сталкивается ребенок с проблемами.

В ходе наблюдения можно выявить большое число факторов, воздействующих на деятельность и проявление нарушений. В случае, когда наблюдение реализуется не психологом, а окружающими ребенка (пациента) людьми, появляется возможность непрямой оценки мотивации и роли данных лиц в актуализации нарушений.

Объектом клинико-психологического наблюдения может стать не только поведение, но и поведение в случаях ролевых взаимодействий, которые могут быть организованы психологом.

Эксперимент в клинической психологии

Определение 4

Эксперимент ‒ это метод, который предполагает активное вмешательство исследователя в действия участника эксперимента с задачей формирования условий для проведения проверки какой-либо гипотезы.

Психологический эксперимент представляет собой модель жизненной ситуации, которая может раскрывать (объективировать) особенности, как отдельных функций психики, так и свойств личности, установок, мотивов деятельности пациентов. Формируются условия, в которых могут четко выявляться особенности психики пациента, которые интересуют специалиста.

Проведение эксперимента выделяется от экспериментально-психологического изучения здоровых людей. Заболевание накладывает отпечаток на темп и прочие динамические свойства деятельности психики, на восприятие смысла вопросов и отношение пациента к процедуре обследования. Психолог должен принимать во внимание взаимосвязь данных условий.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально разработанных обстоятельствах, а действия участников обусловливаются инструкцией; естественным, когда исследование осуществляется в естественных условиях (в частности, формирование слепоглухонемых детей); констатирующим, когда исследуются явления психики; формирующим, если на его протяжении формируются установленные качества психики у участников эксперимента.

Анализ истории жизни

Анализ истории жизни ребенка содержит в себе сбор сведений о потенциально важных этапах формирования и жизненных событиях, которые оказали воздействие на проявление симптомов расстройства.

Такие сведения, как правило, относятся к следующему кругу вопросов:

рождение ребенка и связанные с этим события; развитие ребенка (возраст, в котором ребенок сделал первые шаги, начал говорить, приобрел навыки самообслуживания); медицинская история; история и характеристика семьи; социальные навыки ребенка; история образования ребенка; информация о досуге и личных отношениях с ровесниками (если речь идет о подростковом возрасте); описание попыток преодолеть расстройство до обращения к психологу; ожидания окружающих людей в отношении этого ребенка.

Таким образом, в клинической психологии применятся различные методы, которые дают возможность объективизировать, дифференцировать и квалифицировать разные варианты патологии и нормы. Выбор методики зависит от задачи, которая стоит перед психологом, психического состояния пациента, образования пациента, уровня сложности нарушения психики.

Дата последнего обновления статьи: 17.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot