Метод наблюдения в клинической психологии
Наблюдение – это описательный исследовательский психологический метод, состоящий в направленном и организованном восприятии и регистрации поведения исследуемого объекта.
Цель наблюдения обусловливается общими гипотезами и задачами процесса исследования. Рассмотренная цель, в свою очередь, характеризует применяемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, выборочным и фронтальным и т.п.
Предметом наблюдения могут быть такие внешние элементы поведения пациента, как особенности его речи и движений; их скоростные характеристики; жесты и мимика; внешние проявления реакций вегетативной системы (побледнение или покраснение кожи, смена ритма дыхания, потоотделение и др.); реакции в эмоциональной сфере.
В процессе наблюдения за поведением, движениями, мимикой пациента дают оценку, в каком он настроении, насколько его эмоциональное состояние адекватно ситуации по знаку и уровню выраженности, может ли он держать под контролем собственное эмоциональное состояние, не отмечается ли у него оскудения эмоций.
В патопсихологии наблюдение не применяется как основной и самостоятельный метод для получения сведений при проведении диагностики. Все же без наблюдения, которое осуществляет вспомогательную, но значительную роль, патопсихологическое исследование не может иметь полновесный характер, не может в совершенной мере с успехом разрешать стоящие задачи.
Задачами наблюдения могут служить исследование психологических особенностей не только определенной личности, но и целого коллектива.
Наблюдение используется там, где вмешательство исследователя может нарушить ход взаимодействия человека со средой. Настоящий метод незаменим в случае, когда нужно получить полную картину происходящего и отобразить поведение личности во всей полноте.
Наблюдение может использоваться в качестве самостоятельного метода, но, как правило, оно органично может быть включено в комплекс прочих методов исследования, таких, как беседа, исследование продуктов деятельности, разные типы эксперимента и т.д.
Научное наблюдение требует постановки ясной цели и планирования. Заблаговременно должно быть определено, какие именно явления психики интересуют наблюдателя, по каким внешним проявлениям можно их проследить, в каких обстоятельствах будет совершаться наблюдение и как предполагается регистрировать результаты.
Наблюдение может стать научным методом исследования психики лишь в случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а реализует переход к пояснению психологической природы данных явлений. Формой подобного перехода выступает гипотеза, формирующаяся в процессе наблюдения.
Гипотеза ‒ это высказанное исследователем предположение о присутствии (или отсутствии) зависимостей и связей, имеющихся между интересующими его явлениями и объектами.
Виды наблюдений в клинической психологии
Выделяют несистематическое и систематическое наблюдение:
- для исследователя, который реализует несистематическое наблюдение, важным является не регистрация причинных зависимостей и строгое описание явления, а формирование определенной обобщенной картины поведения личности или группы в установленных обстоятельствах;
- систематическое наблюдение реализуется по установленному плану. Исследователь выделяет отмечаемые качества поведения (переменные) и систематизирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию.
Так же выделяют сплошное и выборочное наблюдение:
- в первом варианте исследователь (или группа исследователей) регистрирует все особенности поведения, доступные для предельно детального наблюдения;
- во втором случае он обращает внимание только на установленные характеристики поведения или типы поведенческих актов, в частности, отмечает исключительно частоту агрессивных проявлений или время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.
Включенное наблюдение подразумевает то, что исследователь сам является членом той же группы, поведение которой он изучает. При изучении личности, например, ребенка, исследователь находится в постоянном, непосредственном общении с ним.
Есть два варианта включенного наблюдения:
- наблюдаемые знают о том, что их поведение регистрируется исследователем;
- наблюдаемые не знают, что их поведение регистрируется.
В любом случае значительную роль играет личность психолога ‒ его значимые профессиональные качества. При открытом наблюдении через установленное время люди привыкают к исследователю и начинают вести себя естественным образом, если он сам не провоцирует «особенное» к себе отношение. В том случае, когда используется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя, может иметь самые серьезные следствия не только для успеха, но и для жизни и здоровья самого наблюдателя.
Одной из форм наблюдения является самонаблюдение (интроспекция). При применении данного метода нужно принимать к сведению, что лица с аномалиями в силу свойств их дефекта в меньшей степени расположены к объективному самонаблюдению, чем здоровые. Так, например, у детей и подростков с аномальным развитием, утративших зрение в возрасте раннего детства, нельзя предполагать присутствие адекватных знаний о визуальных характеристиках явлений и предметов окружающего мира; у глухих в их высказываниях в процессе самонаблюдения, естественно, обнаруживаются речевые недостатки.
У детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата нет адекватной ориентации в пространстве, что также может обнаруживаться в виде неточностей при проведении самонаблюдении. У детей с тяжелыми патологиями речи в ходе высказываний об итогах самонаблюдения может существенно углубиться их недостаток, что делает сложным процесс самонаблюдения.
Таким образом, наблюдение является важным методом при изучении естественного поведения без вмешательства в ситуацию внешних факторов, когда существует необходимость получить целостную картину происходящего и отразить поведение личности во всей полноте. Наблюдение может использоваться в качестве самостоятельного метода исследования, а также же метода интегрированного в процесс эксперимента. Итоги наблюдения за испытуемыми в процессе реализации ими экспериментального задания являются главной дополнительной информацией для исследователя.