Методы психологии – это совокупность приемов и способов, пользуясь которыми исследователи могут получить сведения и расширить знания, необходимые для создания научных теорий в психологии и формирования практических рекомендаций.
Классификация методов психологии по Б.Г. Ананьеву
Одной из наиболее популярных и общепризнанных классификаций методов психологии, является классификация, разработанная Б.Г. Ананьевым.
Предложенная Б.Г. Ананьевым классификация методов психологии является многоплановой и развернутой, включающей в себя различные методы, используемые на разных стадиях исследования.
Классификация психологических методов (автор Б.Г. Ананьев):
Организационные психологические методы – это методы, которые являются основой, проводимого психологического исследования в общей и всей его методологи. К данным методам относятся:
- Метод сравнения – имеет разнообразные варианты времени провождения, сопоставления нескольких групп испытуемых, характеристики сравнения и т.д. Например, могут быть подвергнуты сравнению две группы испытуемых, которые выполняли равные задания, в равных условиях и в одном промежутке времени.
- Лонгитедный психологический метод – это метод, который заключается в организации длительного отслеживания динамики психического развития испытуемых, изменение их параметров в условиях группы.
- Комплексный психологический метод – представляет собой систему двух рассмотренных выше методов, которые используются в междисциплинарном подходе к методам и методикам.
Эмпирический метод – это одна из самых обширных и разветвленных групп методов, которые подразумевают получение необходимых данных посредством организации практического исследования.
Обработка полученных результатов – представляет собой единство качественного и количественного, содержательного и статистического анализа. Реализация данной группы методов представляет собой поисковый и творческий процесс, направленный на выбор наиболее чувственных и адекватных математических средств.
Интерпретационные психологические методы – это методы, направленные на концентрацию теоретического объяснения и психологическую трактовку исследуемого предмета, свойства или явления. Данная группа методов всегда представлена в виде комплекса (системы) методов (генетического, структурного и функционального), которые замыкают собой общий цикл психологического исследования.
Характеристика наблюдения как одного из психологических методов
Наблюдение – это один из основных и чаще всего используемых психологических методов.
Данный метод используется не только исследователями для выявления необходимых сведений и характеристик, но и при написании научных работ (рефератов, курсовых, диссертаций).
Метод наблюдения не требует от исследователя специальной подготовки или использования какого-то специализированного оборудования. При его применении важным является профессионализм исследователя, его умение четко поставить цель, распланировать ход наблюдения, грамотно и верно составить протокол и т.д.
Точность получаемых сведений во многом зависит от адекватности исследователя, его независимости при интерпретации полученных результатов.
Основным преимуществом наблюдения является то, что исследователь имеет возможность получить сведения об испытуемом в естественных для него условиях. Для того, чтобы сведения были максимально точными, наблюдение проводят скрыто, то есть испытуемым не знает о проводимом исследовании и о том, что за ним наблюдают. В этом случае он ведет себя максимально естественно.
Одной из разновидностей наблюдения является самонаблюдения (интроспекция).
Самонаблюдение – это психологический метод, который исторически является первым методом изучения психики человека и его души, представляет собой «внутреннее» наблюдение индивида за течением собственных психических процессов.
В настоящее время самонаблюдение применяется в виде рефлексии, когда индивид осуществляет самоанализ своей деятельности, своего поведения и поступков.
Эксперимент как основной психологический метод
Эксперимент – это основной метод современной психологии, предполагающий создание искусственной ситуации в зависимости от направления исследования, в которую помещают испытуемого.
Эксперимент, как психологический метод, имеет ряд преимуществ:
- Предоставление возможности задействовать у испытуемых любой процесс, состояние или свойство, которые интерес исследователю (Например, при исследовании воли или эмоции, нет необходимости ждать их проявления, можно создать искусственные условия, в которых испытуемые проявят данные качества).
- Предварительное удаление всех условий, которые могут оказать негативное воздействие на исследуемое явление и создание тех, которые напротив, будут способствовать его проявлению в «чистом» виде.
- Достоверное установление, какой из факторов оказывает минимальное или максимальное влияние на проявление исследуемого состояния, процесса или свойства.
- Возможность осуществить строгую количественную обработку и качественную трактовку тех результатов, которые были получены исследователем в ходе эмпирического исследования.
Все указанные преимущества метода эмпирического исследования неизбежно приводят к тому, что в ходе организации эксперимента встречаются некоторые трудности. Так, психическая работа испытуемого протекает не в естественном для него состоянии, а под воздействием искусственно созданных факторов.
В виду некоторых объективных и субъективных причин современная психология становится все менее экспериментальной наукой. В больше мере среди используемых методов психологического исследования применяются тесты, опросы, интервью. Часто неоправданно экспериментом называют любое вносимое во что-то новшество, включая неконтролируемые изменения. Забвение эксперимента значительно обедняет методики и теорию психологии, упрощая и искажая понимание ее предмета.