Эмпиризм как начало психологии сознания
Эмпирическая психология представляла собой доминирующее направлении в психологии в начале 19 века.
19 век сам по себе - это время расцвета и укрепления капиталистических отношений в наиболее прогрессивных и передовых странах. В это время происходят индустриальная революция, глубокие экономические изменения, социальные трансформации, переход от теологического мировоззрения, ширится просвещение, укрепляются позиции естественно-научных направлений в исследовании человека.
В такой атмосфере продолжает развиваться и психология, которая до этого разрабатывалась в рамках декартовского рационализма, согласно которому человек наделен врожденными идеями, являющимися основами бытия.
В противовес этой идее развивается эмпиризм, основателем которого считается Дж. Локк. Этот английский философ постулировал идею о том, что все наше знание происходит из опыта - у человека нет врожденных идей. Идеи возникают в результате описания непосредственного взаимодействия человека с окружающей действительностью.
Все знания формируются из непосредственного опыта, который человек получает с помощью данных ему органов чувств: однако сама душа (или сознание) не могут быть источником этих знаний (как например, в рационализме).
Опыт интроспекции никогда не сможет дать нам истинных и цельных знаний о мире, он дает нам лишь частичные знания об отдельных состояниях и процессах. Соответственно предметом психологии могут быть психические состояния и процессы, но не сама «душа».
Таким образом, эмпирическая психология предложила отойти от концепта врожденных и непознаваемых проявлений разума (или души) и предложила направление изучения психический явлений и феноменов.
Ассоцианизм как принцип работы сознания
19 век в контексте психологии открылся работами ассоцианистов, таких как Дж. Милль, С. Милль, Т. Браун Г. Спенсер, А. Бэн. Эти исследователи предполагали, что основной механизм работы сознания - это закон ассоцианизма – ассоциация путем подобия (одинаковые признаки), близости (рядом расположенные события и явления, происходящие одновременно или в то же время) и контраста (противоположные друг другу предметы).
В ассоцианизме было два основных направления:
- механистическое,
- идеалистическое.
Суть механистического ассоцианизма в том, что последовательность идей, которые возникают в сознании, является отражением тех воздействий, которые реализуются извне. Эта идея связана с размышлениями Т. Гоббса о том, что все взаимодействие с внешним миром строится по принципам механики, то и сами идеи в сознании формируются по тем же принципам.
Эту идею поддерживал также и Д. Гартли, опираясь на механику И. Ньютона, он отмечал, что и разум, и воля подчиняются единственному закону - закону ассоциации, согласно которому они, равно как и все тела, подчиняются закону всемирного тяготения.
Получается, что основная идея ассоцианизма состоит в том, что связь представлений и действий определяется ощущениями и их следами, уже оставленными в мозгу.
Однако в противовес этой механистической идее, возникла и идеалистическая концепция ассоцианизма, согласно которой связи между представлениями даны внутри сознания и чисто субъективны. Такой подход сформулировал Дж. Милль, по его мнению, сознание формируется из ощущений, объединяемых по принципу ассоциаций.
Позднее Дж. И С. Милль и А. Бэн модернизировали эту концепцию, назвав ее «ментальной химией», согласно которой ментальные образования - это сложные вещества, которые, как в химии, состоят из более простых веществ.
Таким образом, ассоцианизм понимался как главный объяснительный принцип психической деятельности. Однако ассоцианисты сводят всю эту психическую деятельность к ассоциациям представлений и прежде всего к самому мышлению (сознанию).
Принципы ассоцианизма дали толчок развитию психологических исследований, так возникли новые методы исследований памяти, эмоций, мотивации. Ассоцианизм в целом стал предтечей бихевиориальных направлени в силу своего механицизма.
Эмпирическая психология
Сам термин «эмпирическая психология» введен в 18 веке Х. Вольфом для определения дисциплины, направленной на изучение конкретных явлений психической жизни.
В рамках классический психологии, сознание - это некая совокупность психических явлений, данных субъекту непосредственно, а значит оно недоступно внешнему наблюдателю.
Основная идея эмпирической психологии состоит в том, что психические процессы недоступны объективному наблюдению и фиксации. Единственное, что можно фиксировать - это собственные переживания, соответственно единственный метод исследования психологии - это интроспекция.
Идея интроспекции проистекает еще из работ Р. Декарта и Дж. Локка, которые хоть и были по разные стороны баррикад (рационализма и эмпиризма), сходились единственно в том, что сознание требует особого метода исследования через внутренний опыт или рефлексию.
Первые результаты изучения сознания методом интроспекции получены в лаборатории В. Вундта, в результате экспериментальных исследований в которой удалось сформулировать такие понятия, как:объем сознания, порог сознания, объем внимания, порог внимания. перцепция, апперцепция, поток сознания.
Метод интроспекции понимался и использовался в разных школах по-разному: аналитическая интроспекция Э.Титченера, систематическое самонаблюдение Вюрцбургской школы, феноменологическое самонаблюдение в гештальтпсихологии.
Помимо самого метода интроспекции, разночтения обнаружились также и в самом понимании сознания как предмета изучения. В интроспективной психологии появились два течения:
- структурализм,
- функционализм.
Для структурализма, сознание - это совокупность некоторых базовых элементарных содержаний. По Э. Титченеру эти базовые элементы - это осознаваемые нами состояния. В таком случае, основная задача структурализма - вычленение этих базовых элементарных неделимых далее состояний (ощущений).
Для функционализма сознание - это совокупность целостных психических актов, действий и функций, обладающих приспособительным характером. И соответственно, вся специфика любых ментальных состояний определяется не своей внутренней структурой, а своим функционалом. Значит, задача функционализма - выделение этих функциональных особенностей и действий. Выделяют европейский функционализм, развиваемый Ч. Брентано, и американский, во главе которого стоял У. Джеймс.
Эмпирическая психология за время своего развития с помощью экспериментальных и интроспективных методов смогла накопить большое количество данных о психических явлениях, особенностях работы, памяти, внимания, мышления