Кибераддикция — это вредоносная зависимость индивида от виртуального пространства.
Особенности кибераддикции
Компьютерная зависимость является психологической зависимостью от виртуальной среды. Она формируется из-за работы с электронными, цифровыми, компьютерными интернет-технологиями. Понятие «компьютерная зависимость» включает наличие болезненного пристрастия человека к любой деятельности за компьютером (например, игра, работа, общение и др.).
Кибераддикция считается разновидностью компьютерной зависимости. Она представлена формой психологической зависимости, которая проявляется через навязчивое увлечение видеоиграми и компьютерными играми. В первый раз этот тип зависимости описал Айвен Голдберг в 1995 году. Этот исследователь изначально не желал включать найденное им расстройство в официальные психиатрические стандарты. Трактовка, предложенная врачом, стала первой трактовкой игровой зависимостью. Она основана на описании расстройств, которые имеют отношение к злоупотреблению психоактивными веществами или наркомании.
Голдберг стал первым ученым, который обнаружил некоторую схожесть между игроманией и наркотической зависимостью. К. Янг продолжала заниматься этой проблемой. Еще в 1994 году психиатр осуществила разработку и публикацию теста-опросника, который направлен на выявление зависимости. Большинство испытуемых, которые прошли его, были признаны зависимыми.
Признаки кибераддикции в подростковом возрасте
Психологические признаки кибераддикции подростков включают:
- Чувство радости (эйфории) при контакте с компьютером;
- Предвкушение игры;
- Попытки увеличивать время нахождения за компьютером;
- Перестановка жизненных приоритетов в пользу игры;
- Появление проблем в общении c близкими и в школе;
- Отсутствие контроля над временем, проведенным за игрой;
- Появление раздражения и гнева при отсутствии возможности вернутся к играм.
Ученые рассматривают несколько психических симптомов этого типа зависимости. Сегодня на смену игровым приставкам приходят мобильные телефоны. На игры в них тратится большое количество времени. Соответственно, можно считать, что психические симптомы игровой зависимости относятся и к зависимости от телефона.
Подросток, для которого характерна кибераддикция, не хочет проводить досуг за пределами виртуального мира, пренебрегает домашними и рабочими делами. Он не способен контролировать времяпрепровождение за телефоном или компьютером, не хочет слушать негативные отзывы о своем увлечении.
Существуют основные и наиболее частые признаки, присущие для игровой зависимости. Во-первых, подросток теряет контроль времени и своего поведения. Во-вторых, у него происходит замена реальности, а приоритет выставляется в пользу игр, а не другого вида деятельности. В-третьих, начинают проявляться физиологические симптомы. Они основаны на том, что подросток долго находится за игрой (ухудшение зрения, головная боль, бессонница и др.).
Проблема кибераддикции подростков
Проблема компьютерной и игровой зависимости освещена во многих фундаментальных исследованиях. Тем не менее, этот современный феномен недостаточно хорошо изучен. Важно рассмотреть психологические факторы, становящиеся причинами кибераддикции. Они отличаются в зависимости от возраста или профессиональной категории человека.
В науке не разработано некой общей теории игровой компьютерной зависимости. Наряду с этим, диагностические средства на различных возрастных стадиях предопределяют дальнейшее изучение индивидуально-психологических предпосылок игровой и компьютерной зависимости. В частности, особенности кибераддикции именно в подростковом возрасте исследованы недостаточно.
Не существует общей теории, которая могла бы прояснить все моменты кибераддикции в соответствии с разными этапами онтогенеза. Тем не менее, ученые выделяют несколько факторов, на которых основаны многие зарубежные и отечественные психологи.
Факторы включают:
- Психологические,
- Социально-психологические,
- Биологические.
Психологические факторы кибераддикции представлены недостаточной способностью к внутреннему диалогу, низкой переносимостью психологического стресса и ограниченностью совладеющего поведения. У ребенка появляется высокая потребность в изменении состояния сознания в качестве средства разрешения внутреннего конфликта.
Социально-психологические факторы состоят в ослаблении связей поколений, высоком уровне коллективной и массовой тревоги, отсутствии поддерживающих связях с семьей и прочими позитивно-значимыми группами. Еще один показатель в этом факторе заключается в отсутствии привлекательных для подрастающего поколения досуговых центров, романтизации и героизации девиантного поведения в массовом сознании.
Что касается биологического фактора, то он обусловлен природой и «агрессивностью» психоактивного вещества, индивидуальной толерантностью, нарушением процесса детоксикации в организме. Все это меняет систему мотивации и контроля течения заболевания.
Интерес к проблеме кибераддикции подростков со стороны психологов и психиатров связан с широким распространением данного явления в современном мире. Также он обусловлен тем, что до настоящего времени не предусмотрено достаточных и эффективных мероприятий для профилактики игровой зависимости у детей разного возраста.
Таким образом, проводя анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме кибераддикции, можно сделать вывод, что проблема еще недостаточно хорошо исследована. Тем не менее, первые упоминания о ней характерны уже для 1990-х гг. Кибераддикция представлена в соответствии с ними игровой зависимостью в качестве формы психологической зависимости.
Кибераддикция подростка в целом проявляется через патологическое влечение к компьютерным играм. Они замещают реальные жизненные потребности на достижение прогресса. Среди причин, которые влияют на развитие этой зависимости, чаще всего выделяют проблемы в общении с окружающими людьми, низкую самооценку и неуверенность в себе.