Биография К. Хорни
Карен родилась в германском городе Гамбурге в 1885 году. Отец К. Хорни был строгим педантом и, к тому же, капитаном судна. В силу данного обстоятельства девочка всегда ощущала недостаток его внимания.
Она старалась стать ближе к младшему брату, но в итоге и тот оттолкнул ее. Таким образом, еще подростком, она пережила первый в жизни эпизод депрессивного состояния. После него Карен полностью посвятила себя обучению под лозунгом: «если я не могу быть красивой, я буду умной».
К тринадцати годам она приняла решение быть врачом ‒ благородная, но не очень реальная профессия для молодой девушки в конце XIX столетия. Вопреки предупреждениям членов семьи, у Карен получилось поступить в университет медицинской школы Фрайбурга, один из нескольких в то время медицинских высших ученых заведений, которые принимали на учебу женщин.
Через определенное время она оформила перевод в Берлинский Университет, где и посвятила себя исследованию психоаналитики. Во время обучения она познакомилась со студентом Оскаром Хорни и вышла за него замуж в 1910 году. В последующем супруги воспитали троих дочерей. К. Хорни окончила Берлинский университет в 1915 году.
К. Хорни начала самостоятельно принимать пациентов через 4 года и трудилась в Берлинской психоаналитической поликлинике и Институте до 1932 года. В 1926 году, после долговременного депрессивного состояния у Карен, ее и без того не очень благополучный брак распался. Немного позднее она перебралась жить в Соединенные Штаты по приглашению от Чикагского Института психоанализа, взяв с собой дочерей.
Карен жила в Чикаго на протяжении двух лет до переселения в Бруклин и обретения должности педагога в Нью-Йоркском Психоаналитическом Институте. Как раз в данный период времени она начала формировать свои собственные теории о неврозах и личности. Но взгляды К. Хорни существенно отличались от классической Фрейдовской теории, что в свою очередь привело к ее уходу из Нью-Йоркского психоаналитического Института.
В 1941 году она стала соучредителем Ассоциации за формирование психоанализа, которая отображала ее личные убеждения: концентрировала внимание на значимости культуры в развитии личности. В данной организации Карен трудилась в качестве декана до самой своей смерти.
Научная деятельность К. Хорни
К. Хорни является основоположником женской психиатрии, которая исследует, в том числе, вопрос гендерного неравенства и его воздействия на личность. Карен Хорни решительно защищала суждение о том, что основные психологические отличия между женщинами и мужчинами обнаруживаются из-за различия в социализации и культуре, а вовсе не из-за биологии.
В частности, она подвергала резкой критике теорию З. Фрейда о психосексуальном формировании, провозгласив ее оскорбительной и недостоверной. Она неопровержимо аргументировала, что имеет место не врожденный психологический комплекс, а итог гендерного дисбаланса власти. То есть женщины проявляют зависть не к мужской физиологии, а привилегиям и власти мужчин.
Кроме того, Карен Хорни разрабатывала собственные теории о неврозах, которые основаны на личном опыте деятельности в качестве психотерапевта. В отличие от предшествующих теоретиков, в собственных трудах К. Хорни выделяет неврозы как методику преодоления или своего рода защитный механизм, который представляется значительной частью нормальной жизни.
Толчком к развитию социокультурного взгляда на личность явились три ключевых суждения К. Хорни:
- Во-первых, К. Хорни отрицала высказывания З. Фрейда касательно женщин и в особенности его утверждение о том, что их биологическая природа определяет зависть к пенису.
- Во-вторых, она была уверена в том, что социокультурные обстоятельства проявляют глубокое воздействие на формирование и действия индивида.
- В-третьих, клинические наблюдения за пациентами, которые она вела в Соединенных Штатах и Европе, продемонстрировали определенные отличия в их личностной динамике, что представилось подтверждением воздействия культурных условий. Данные наблюдения привели ее к выводу о том, что в основании нарушений функционирования личности находятся неповторимые стили межличностных отношений.
Всего она выделила десять невротических потребностей:
- стремление к одобрению и любви, к согласованию ожиданиям окружающих, страх критики;
- потребность в партнере-лидере, который будет способен взять на себя обязательство за все на свете, страх одиночества;
- потребность в строгих ограничениях и границах, подчинении правилам, страх иметь желания и достигать их осуществления;
- желание эксплуатировать и на постоянной контролировать окружающих и боязнь эксплуатации окружающими;
- тенденция к признанию в обществе и высокому статусу, стремление к престижу, страх потери положения в обществе;
- стремление к восхищению собой и формированию идеального образа себя из придумываемых качеств, страх быть униженным;
- невротическое честолюбие и желание преимущества над окружающими без оглядки на последствия;
- стремление к совершенной независимости и самодостаточности;
- уклонение от любых обязательств, ответственности, дистанцирование;
- стремление производить впечатление человека добродетельного и морально совершенного.
К. Хорни поделила список из десяти потребностей на три ключевые группы. Каждая из групп представляет собой стратегию оптимизации отношений межличностного характера с задачей достижения чувства безопасности в окружающем мире:
- Настроенность на людей: уступчивый тип (зависимость, беспомощность; нерешительность),
- Устремленность от людей: обособленный тип (уединенность, независимость, принцип «мне все равно; самодостаточность),
- Настроенность против людей: тип враждебный (враждебность, доминирование, эксплуатация).
Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех стратегий межличностного характера предназначена для снижения чувства тревоги, который был вызван социальными воздействиями в детстве. Данные базисные стратегии в межличностных отношениях когда-либо использует каждый из нас. Более того, все данные три стратегии присутствуют между собой в состоянии конфликтной ситуации, как у здоровой, так и у невротической личности. Все же, у здоровых, данный конфликт не несет в себе подобного сильного заряда эмоций, как у пациентов с неврозами.
Наиболее важный вклад в психоанализ Карен Хорни ‒ ее теория тревожности как основание неврозов, и идея, что подобные расстройства могут быть оптимальным образом осмыслены в контексте индивидуальной реакции на трудности в течение жизни, а не только при рассмотрении травм детского возраста.