Методы психологии – это система способов и приемов, посредством использования которых исследователи получают информацию и расширяют знания, которые требуются для создания научных психологических концепций и формирования практических рекомендаций.
Качественный и количественный подходы
Б. Г. Ананьев в своих работах рассматривает значение качественного анализа в обобщении уже полученных количественных данных. Хью Куликэн также считал, что распределение на количественный и качественный подходы проявляется на стадии обработки данных, что отражает более широкие возможности использования качественного метода. Последний можно отнести к более высокому уровню методов, включая эмпирические и даже организационные методы.
В рамках количественной (позитивистской) методологии абсолютный приоритет был признан за количественными методами в качестве единственно достоверных и доказательных. Единицы анализа данных здесь представлены фактами и событиями, а предоставление материалов происходит с помощью их систематизации.
Валидность получаемых сведений можно проверить через фиксацию фактов повторения связей. Качественные методы можно использовать, но на второстепенных ролях. Так, В. А. Янчук определяет основной недостаток количественных методов в ограниченности их применения в отношении исследования реальной жизни человека.
Качественная (интуитивистская) традиция, напротив, широко использовала качественные методы в эмпирических исследованиях. Фокус анализа здесь концентрируется на описании уникальных частных случаев психологической реальности. Полученную информацию изучают с позиции субъективной роли для личности.
Д. Кэмпбелл подчеркивал, что качественные методики дают возможность не только проводить проверку результата количественно, но и обладают внутренним механизмом валидизации. Основные недостатки этих методов включают:
- Высокий уровень субъективизма,
- Трудоемкость анализа результатов,
- Высокие требования к исследователю.
В соответствии с мнением многих авторов противостояние количественного и качественного подходов можно считать искусственным. Они представляют собой только лишь 2 подхода к исследованию одних и тех же феноменов, являясь двумя этапами одного и того же процесса исследования.
Количественные методы в психологии и педагогике
В состав основных методов количественного анализа (и синтеза) в психологии можно включить первичную обработку данных (диаграммы и гистограммы, табулирование, полигоны и кривые распределения), вторичную обработку данных (статистические вычисления), факторный, корреляционный, дисперсионный и регрессионный анализ, шкалирование и др.
Применение количественных методов, в первую очередь, дает возможность выхода за рамки индивидуального сознания. Одним из базовых источников ошибки в научных исследованиях является то, что определенной совокупности лиц могут быть приписаны характеристики, присущие самому автору или концепции, а также ограниченному кругу респондентов, проходящих локальное обследование.
В результате исследовательскую рефлексию, правильную только в отношении некоторой локальной совокупности респондентов, неправомерно распространяют на всю исследуемую совокупность.
Применение методов количественного характера страхует исследователей от подобных ошибок, сигнализирует о том, что исследуемый объект обладает сложнейшей структурой, которая была частично представлена в первоначальном исследовании.
Фиксация количественных показателей по стандартному, определенному заранее набору переменных является чисто количественным видом исследования, что дает возможность выявлять в исследуемом объекте определенные динамические тенденции.
Помимо прочего, количественные исследования — это средство проверки логических гипотез о существовании взаимосвязи между определенными характеристиками. Научные гипотезы в строгом смысле этого слова представлены только такими гипотезами, которые логически способны вытекать из некоторой системы концептуальных представлений.
Потребность в эмпирической проверке данных гипотез характеризуется тем, что построение длинных цепей логических рассуждений в отношении эмпирических объектов можно отнести к риску возникновения ошибок. Их главный источник представлен появлением неучтенных эмпирических факторов.
С логической позиции появление таких факторов будет равносильно изменению состава аксиом, которые лежат в основе исходных рассуждений. Для процесса выявления эмпирических аномалий необходимы работы по выявлению их причин. Последние могут быть связаны с отсутствием валидности методики или с наличием логических ошибок в цепи рассуждений.
Качественные методы и их особенности
Качественные методы выполняют в психолого-педагогических исследованиях целый ряд важных познавательных функций. Они не могут быть выполнены количественными методами. Известно, что в качестве источника концептуальной динамики науки выступает теория и эмпирическая действительность. В некоторых пределах оба источника взаимозаменяемы.
Теоретически образованные исследователи наделены способностью формировать концептуальный образ, в основе которого лежит минимум изначальных сведений. Разумеется, данные концептуальные образы являются предварительными и нуждаются в уточнениях, корректировке, наполнении эмпирическим содержанием. Тем не менее, изначальная концепция дает возможность вести такую работу целенаправленно и экономно.
Помимо перечисленного, теоретический багаж способен помочь оперативно изменить структуру элементов концептуального образа в зависимости от меняющейся обстановки. Использование качественных методов дает возможность получения целостного образа изучаемого объекта (проблемы), что существенно облегчило задачу концептуального осмысления первичных данных и застраховало исследователей от смыслового распада полученных сведений.