Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение творческих способностей

Способности: общее понятие, виды

Определение 1

Способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, благодаря которым происходит быстрое и успешное освоение какой-либо деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, но определяют быстроту и эффективность их освоения.

Способности - это динамические особенности, они формируются из задатков. Задатки - это анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые и являются предпосылкой развития способностей.

Наличие задатков еще не определяет стопроцентное развитие способностей, задатки сами по себе статичны, не направлены на что-то определенное и многозначны. Это точка отсчета, в развитии способностей же большую играет обучение и взаимодействие с окружающей средой и другими людьми.

Именно в непосредственном взаимодействии с окружающей средой и другими людьми как раз-таки и происходит распаковывание задатков и формирование способностей. Таким образом, способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Глобально выделяют два основных вида способностей:

  • природные (естественные) - это биологически обусловленные способности, формирующиеся в ходе жизненного опыта либо посредством условно-рефлекторного научения;
  • специфические - это общественно-исторические способности, обеспечивающие жизнь в социальной среде.

Специфические, в свою очередь, делятся на общие и специальные. Общие способности определяют успешность человека в разных видах деятельности и общения, они выражаются в общем уровне интеллекта, способности выявлять общие закономерности. Это способности к обучение, выполнению интеллектуальной деятельности, к труду.

Специальные способности характеризуют успешность человека в определенных видах деятельности, для которых необходимы специфические задатки (математические способности, литературные, танцевальные, художественные, спортивные, творческие)

«Изучение творческих способностей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Каждая способность имеет свою структуру: в ней выделяют ведущие и вспомогательные свойства. К примеру, в литературных способностях ведущими являются способности языковые, эстетические, образное мышление, а вспомогательными являются умение планировать и организовывать свою деятельность, анализировать продукт своей деятельности.

Способности развиваются в одаренность - это интегральная характеристика уровня развития способностей, она бывает общая и специфическая.

Замечание 1

Талант - это высокий уровень развития способностей и прежде всего специальных, благодаря которым человек реализует себя в деятельности творчески и создает оригинальные, новые продукты и идеи.

Общие способности в творчестве: творческое мышление

Определение 2

Творческие способности - это совокупность общих и специальных способностей, активное проявление в жизни которых называют креативностью

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, особенностью нервной системы человека. Исследователи отмечают, что с творческими способностями связана активность правого полушария мозга (здесь находится центр образного мышления), высокая скорость нервных процессов, устойчивость и сила процессов возбуждения и торможения.

На общем уровне творческих способностей множество исследований касается изучения интеллекта. Творческое мышление называют по-разному: креативное, дивергентное, латеральное.

Дж.Гилфорд - исследователь творчества, одним из первых описал такой тип мышления, который присущ людям креативного склада. Он назвал его дивергентным, имея в виду его разнонаправленность: такой тип мышления ориентирован не на поиски одного и единственно верного решения, а на выявление нескольких путей решения задачи.

Творческое мышление активно изучали в течение 20 века и выявили целый спектр особенностей, присущих именно ему:

  • гибкость - способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также быстро отказаться от неэффективного решения:
  • смещение фокуса восприятия - умение посмотреть на задачу с разных сторон, а также - с не самого типичного ракурса, что дает возможность увидеть новые особенности и свойства объекта;
  • опора на образ: творческое мышление, в отличие от логического и алгоритмического, носит образный характер. Новый проект, идея или замысел рождаются как некий образ, лишь на последующих этапах разработки, обрастая словами и формулами;
  • ассоциативность - умение устанавливать ассоциативные связи между задачей и информацией в памяти.

Несмотря на некоторый антагонизм творческого и логического мышления, они не противопоставлены друг другу и не исключают друг друга: на этапе проверки и доработки невозможно обойтись без логического мышления. Поэтому даже самый гениальный замысел без должного уровня развития логического мышления остается на уровне задумки.

Специальные способности в творчестве

Общие способности в творчестве определяют способность к созданию нового, оригинального и уникального продукта. Однако без специальных способностей невозможно в дальнейшем претворить нечто новое в реальность. Специальные способности - это конкретные инструменты по воплощению оригинальной идеи.

Недостаточно лишь услышать в голове гениальную музыку, важно суметь ее творчески выразить в партитуре, построить композиционно, заложить эмоциональные линию развития, продумать характеры исполнения этой мелодии.

Творчество всегда подразумевает под собой также и практическую сторону, поэтому и креативность включает в себя наличие прикладных и специальных способностей.

Развитие этих способностей проходит два основных этапа – репродуктивный (обеспечивает высокий уровень усвоения знаний и овладения деятельностью) и творческий (обеспечивает создание нового). Однако любая репродуктивная деятельность содержит элементы творчества, равно как и творческая включает репродуктивные элементы.

Сперва в ходе обучения человек под руководством более опытных наставников овладевает специфическими приемами деятельности, которые уже были придуманы до него.

Например, художник сначала учить разным стилям, направлениям и приемам, которые существуют уже столетия для того, чтобы овладеть базовыми навыками и знаниями.

Когда эти знаниями, умения и навыки уже выработаны, человек способен перейти на новый уровень - творческий. Здесь уже на базе имеющихся знаний человек вырабатывает новые способы и видение, создает новый и оригинальный продукт.

Специальные способности - это конкретные инструменты (знания, умения и навыки), которые переводят одаренного человека на уровень талантливого мастера, а его деятельность превращают в искусство.

Развивать творческие способности лучше с самого детства, когда сама потребность в творчестве довольно сильна, а психика в этот период очень пластична, еще нет множества стереотипов мышления, а главным операндом мышления являются образы.

В взрослом возрасте главное - это наличие потребности в развитии креативности, которую можно повышать с помощью тренировок.

Дата последнего обновления статьи: 01.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot