Направленность личности — это совокупность побуждений, устойчиво характеризующих человека (что он хочет, к чему стремится, чего избегает, против чего готов бороться).
Понятие направленности
Направленность личности включает систему устойчивых побуждений, характеризующих индивида. Мотивы направленности взаимосвязаны, воздействуют друг на друга, изменяются и развиваются. Одни компоненты направленности становятся доминирующими, в то время как другие начинают выполнять второстепенное значение.
Доминирующие побуждения необходимы для определения основной линии человеческого поведения. Они предопределяют избирательность отношений и активность, тогда как соответствующая подструктура личности состоит из различных побуждений (интересов, желаний, склонностей и т. д.).
Побуждения связаны в рамках мотивационной сферы личности, представляя собой систему, которая является индивидуальной. Ее формирование происходит в процессе формирования и развития.
Направленность — это сложное личностное образование, которое предопределяет все поведение индивида, включая его отношение к себе и другим людям. Принято рассматривать общую и профессиональную направленность. В основе направленности находятся потребности в качестве состояний, которые отражают нужду в чём-либо.
Потребности делятся на следующие группы:
- Биологические (отражают нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.);
- Социальные (исторически сложились в человеческом обществе).
Социальные потребности делятся на материальные (жилье, одежда) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, коммуникативные).
Психологическая природа направленности
Появление в психологической науке категории «направленность личности» связывают с именем такого ученого, как С. Л. Рубинштейн. Проблему направленности он рассматривал, прежде всего, как вопрос о динамических тенденциях. Они играют роль мотивов и определяют человеческую деятельность. Сами же, в свою очередь, они определяются ее целями и задачами. Тем не менее, семантически данный термин остался непроработанным, поэтому сегодня его потенциал реализуется не полностью.
Во-первых, направленность определяется как направление (некоего) объекта (в данном случае виртуального — «личности»). Во-вторых, она рассматривается в качестве направленности его активности. В-третьих, происходит выяснение того, на что именно направлена активность (чаще всего, это характерная для личности черта).
В целом понятие «направленность» предполагает существование вектора активности какого-либо объекта. Сам по себе этот термин мало о чем говорит. На самом деле, энергия в любом случае получает вектор (направленность). Исключением становятся случаи, когда вектор определить нельзя или, когда происходит его постоянное изменение.
Важно разграничивать направленность индивида и направленность личности. Показатель активности объекта, который обладает энергией, всегда направляется на что-либо. Если говорить о живом, то можно утверждать, что направляется оно на объекты потребностей. В этом случае необходимо разграничить содержание категорий «потребность личности» и «потребность индивида».
Потребности индивида концентрируются на поддержании его жизни с наибольшей надежностью в конкретных условиях. Активность индивида распределена по объектам четырех его базовых потребностей.
Потребности личности включают потребности поддержания и эффективного функционирования в психике личностного начала индивида. По этой причине «направленность личности» необходимо относить не к базовым потребностями индивида в качестве живого существа, а к потребностям его в качестве личности.
«Личностные потребности» включают самоутверждение и самореализацию. Некоторые ученые добавляют к этому вторичные личностные потребности. Так, потребность в самореализации и самоутверждении может выступать в форме потребности в труде. В этом случае не только результат имеет значение для человека, но и сам процесс играет большую роль для него как личности.
Например, трудоголизм является выражением акцентированной личностной потребности, которая представляет собой самоутверждение в трудовой деятельности. Это связано с тем, что прагматический результат в этом случае начинает отходить на второй план.
Структура направленности личности
Структура в общем поминании является совокупностью устойчивых связей между большим числом компонентов объекта. Компоненты обеспечивают целостность и тождество самому себе. Если рассматривать структуру личности, то возникает несколько вопросов (например, что отнести к компонентам личности, какие связи становятся системообразующими между выделенными компонентами и др.).
Почти каждый специалист, который изучает личность, формирует собственную структуру личности. Из огромного числа структур личности, которые предлагали отечественные психологи, общепринятой считается структура, разработанная К. К. Платоновым. Он выделил в структуре личности несколько базовых компонентов:
- Направленность,
- Опыт,
- Психические процессы,
- Биопсихические свойства.
По теории Платонова направленность напрямую связана с идеалами, убеждениями, мировоззрением, желаниями и склонностями, интересами и увлечениями личности. Данные компоненты характеризуются социальной обусловленностью.
Опыт личности начинает непосредственно проявляться в привычках, умениях, навыках, знаниях. Перечисленные структурные элементы личности преимущественно имеют социальную природу. Тем не менее, значение биологических факторов, включая, в первую очередь, врожденные склонности, здесь уже более значима, чем в отношении направленности.