Успеваемость — это категория, которая означает степень успешности усвоения учащимися знаний.
Сущность понятия «учебная успеваемость»
Важнейшая задача педагогической науки представлена раскрытием основы успеваемости и выявлением ее структуры. Современный толковый словарь в области педагогики рассматривает категорию «успеваемость» в качестве степени усвоения знаний, умений, навыков, которые определены учебной программой. Они характеризуются полнотой, глубиной, сознательностью и прочностью.
Сравнительные данные оценок по отдельным предметам могут отражать успеваемость по следующим направлениям:
- Каждый учебный предмет,
- Цикл предметов,
- Класс,
- Школа в целом.
Достижение высокой успеваемости происходит благодаря системе дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер. Требования к школьникам формируют базу для разработки контрольных заданий и показателей выставления оценок. Требования содержания образования выполняются только в том случае, если не превышают физических и психических возможностей детей. Они должны соответствовать условиям обучения и воспитания. Возможности включают две стороны, тесно связанные друг с другом (физические возможности: состояние организма, его развитие; психические возможности: развитие мышления, памяти, внимания, воображения).
Неуспеваемость представляет собой ситуацию, в которой поведение и результаты обучения перестают соответствовать воспитательным и дидактическим требованиям учебного заведения. Она выражена в том, что ребенок обладает слабыми навыками чтения, счета. Он слабо владеет интеллектуальными умениями анализировать. Педагогически запущенные школьники, как правило, бросают школу, пополняя группу риска. Неуспеваемость считается сложным и многогранным явление школьной жизни. Она предполагает разносторонние подходы к исследованию ее факторов.
Классификация факторов успеваемости в школе
На основе различных систем была разработана классификация факторов успеваемости в школе. Она предполагает их рассмотрение с двух известных позиций: источники и содержание. Главными источниками влияния на успеваемость являются сам ребенок, семья, школа, социальное окружение.
С позиции содержания принято различать следующие факторы успеваемости:
- Психические,
- Педагогические,
- Бытовые,
- Медицинские.
Психические факторы, присущие для слабой успеваемости, становятся ведущими, поскольку они предопределяют воздействие любых других факторов на успех обучения ребенка. Его успеваемость также испытывает воздействие со стороны познавательной, оценочной, эмоциональной, коммуникативной, мотивационной области психики, а также запаса знаний и темпераментных особенностей.
Среди черт личности слабоуспевающих школьников главное значение имеет познавательная сфера. Она, в свою очередь, зависит от аспектов развития нервной системы. Для неуспевающих школьников чаще всего присуща слабая самоорганизация в процессе учения. Они не обладают сформированными способами и приемами учебной работы, не отличаются наличием устойчивого неправильного подхода к учению.
Неуспевающие учащиеся попросту не научились учиться. Они не хотят или не желают производить логическую обработку усваиваемых тем. Такие дети на занятиях в школе и дома работают не систематически. Если же они оказываются перед необходимостью подготовить урок, то делают это наспех без осуществления анализа учебного материала. Такой ученик не работает над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливает связь нового материала со старым. По этой причине знания неуспевающих детей имеют бессистемный, фрагментный характер.
Факторы и причины неуспеваемости ребенка в школе
Факторы и причины неуспеваемости, как и успеваемости ребенка в школе, отличаются разнообразием. Одна из причин неуспеваемости младших школьников представлена неготовностью к обучению, выраженной в нескольких аспектах. Первый из них представлен личностной готовностью. Она выражается через отношение ребенка к школе и к учебной деятельности. Он должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.
Второй аспект представляет собой интеллектуальную готовность ребенка в школе. Этот фактор предполагает развитое аналитическое мышление, логическое запоминание и проявление интереса к знаниям и процессу их получения. Ребенок благодаря этому овладевает разговорной речью и получает способность к пониманию и использованию символов.
Третий аспект состоит в социально-психологической готовности к школьному обучению. Этот фактор предполагает наличие способности справляться с ролью школьника, умение подчиняться интересам и обычаям класса, развитие у школьников потребности в коммуникации с другими.
Отдельно рассматриваются внешние факторы (причины). Примером могут быть «проблемы учителя», включая стиль отношений с детьми и родителями, содержание обучения и методику преподавания, саму личность педагога.
Неуспевающие школьники существеннго отличаются от успевающих детей, что проявляется через уровень познавательной активности. Считается, что «успевающие» дети проявляют больший интерес и готовность к решению различных познавательных задач. У них наблюдается способность к самостоятельному поиску вариантов, поскольку они умеют и любят выделять непонятное или незнакомое.
«Неуспевающие» дети при постановке перед необходимостью решения каких-либо познавательных задач, не проявляют к ней интереса. Они беседуют на посторонние темы или начинают говорить первое, что приходит им в голову. Таким образом, основа школьной успеваемости представлена системой разнообразных причин и факторов.