Эмоциональная сфера дошкольника — это совокупность эмоциональных явлений, включающая субъективные переживания ребенком его отношения к предметам, явлениям, событиям и окружающим людям.
Эмоциональная сфера дошкольника
В конце раннего возраста дети в первый раз выступают за пределы собственного микромира в попытке установления отношений с окружающей действительностью. Полноценное развитие детей дошкольного возраста возможно только в случае межличностного взаимодействия, понимания и оценивания друг друга.
У дошкольников недостаточно развиты умения, предназначенные для распознавания их эмоций, а тем более для их описания. Ребенок чаще всего не способен выражать свои эмоции через социально-приемлемый способ. По этой причине неизбежно возникновение конфликтов.
Конфликтные столкновения происходят, как правило, внутри социальной группы. В ней же появляются внутриличностные проблемы детей, для которых характерны:
- Тревожность и замкнутость,
- Застенчивость,
- Гиперактивность,
- Агрессия,
- Страхи.
Нарушение в развитии эмоций у детей дошкольного возраста может помешать нормальному психическому, умственному, физическому развитию ребенка, поскольку с развитием эмоциональной сферы чувства должны стать более рациональными, подчиняясь мышлению. Это происходит в том случае, когда дошкольником усваиваются нормы морали, с которыми он соотносит собственные поступки.
На развитие эмоциональной сферы оказывают влияние все виды деятельности дошкольника, а также общение со взрослыми и сверстниками. Дети учатся понимать не только собственные чувства, но и переживания окружающих. Они начинают различать эмоциональные состояния в зависимости от их внешнего проявления, мимики и пантомимики.
Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольника с нарушениями слуха
Развитие эмоций и чувств у дошкольников с нарушениями слуха зависит от нескольких условий:
- Эмоций и чувств,
- Семейной атмосферы,
- Общения со сверстниками,
- Развитием психических процессов и др.
Формирование эмоций и чувств ребенка происходит при его общении со сверстниками. В случае с нарушением речи такого общения не достаточно, поэтому для таких детей характерна задержка эмоционального развития. Она способна сохраниться на всю жизнь. Педагог может в этом случае помочь дошкольнику, направляя его к установке тесных эмоциональных контактов с другими детьми.
Семья представляет собой возможность испытывать целый перечень переживаний. Здесь очень важны доброжелательные взаимоотношения, а сложные отношения приводят к односторонней привязанности (например, к маме, папе или другим членам семьи). В этом случае ослабевает потребность в общении со сверстниками.
Развитие эмоций и чувств относится к развитию других психических процессов, в наибольшей степени к развитию речи. Необходимо постоянно обращать особенное внимание на состояние дошкольников, а также их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на эмоции других людей ребенку требуется опыт совместного проживания своих эмоций, а также эмоций партнера по общению в случае разных эмоциональных воздействий.
Развитие эмоций у детей с нарушениями слуха
На развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха оказывают воздействие некоторые неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения, как правило, изолирует такого ребенка от окружающих его говорящих детей. Все это формирует трудности в усвоении социального опыта.
Дошкольникам с нарушением слуха недоступно восприятие выразительных аспектов устной речи и музыки. Отставание в развитии речи также негативно отражается на осознании собственных и посторонних эмоциональных состояний.
Позже, при приобщении к художественной литературе, все это обедняет мир эмоциональных переживаний ребенка с нарушением слуха и приводит к сложностям формирования сопереживания окружающим людям и героям произведений.
В состав факторов, которые благоприятно влияют на эмоциональное развитие дошкольника с нарушением слуха включено их внимание к выразительной стороне эмоций, способность овладевать разной деятельностью, использование мимических средств коммуникации, выразительных движений и жестов.
Среди основных направлений в развитии эмоциональной сферы у дошкольника с нарушенным слухом можно выделить те же направления, что и у слышащего ребенка. Они оба рождены с готовым механизмом оценки значения внешнего воздействия, явлений и ситуации с позиции их отношения к жизнедеятельности.
Уже у новорожденных детей начинают формироваться сами эмоции, обладающие ситуативным характером. Как правило, они способны выражать оценочное отношение к ситуациям, которые складываются или будут возникать в будущем. Развитие собственно эмоций осуществляется по нескольким направлениям. В первую очередь, происходит дифференциация качеств эмоций, усложняются объекты, которые вызывают эмоциональный отклик, развивается способность регулировать эмоции и их внешние проявления.
Во многих исследованиях российских и иностранных авторов рассматривали вопросы своеобразия эмоционального развития дошкольников c нарушением слуха. Это было обусловлено неполноценным эмоциональным и речевым общением с окружающими людьми с первых дней жизни, что вызвало трудности в социализации, а также в приспособлении к обществу.
В обычных условиях воспитания дошкольникам с нарушением слуха мало доступно восприятие речевых эмоционально измененных интонаций. Для их восприятия нужна специальная слуховая работа с применением звукоусиливающей аппаратуры. Отставание и своеобразие развития речи характеризуются овладением словами и словосочетаниями, которые обозначают те или иные эмоциональные состояния.
В случае благополучного социально-эмоционального общения с ближайшими родственниками у дошкольника c нарушениями слуха очень рано происходит формирование повышенного внимания к выражению лиц общающихся с ними людей, включая их движения и жесты, а также пантомимику.