Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изотерапия как метод психологической коррекции

Понятие и сущность изотерапии

Определение 1

Изотерапия – это средство психологической коррекции с помощью изобразительного творчества и, в первую очередь, рисования.

Занятие это не только простое, но и очень увлекательное и для того, чтобы его провести с нуждающимся в помощи, не надо быть специалистом. Через рисование человек выплескивает свои проблемы на лист бумаги и остается только правильно интерпретировать его рисунок.

Как средство психологической коррекции изотерапия используется в работе с клиентами, имеющих невротические и психосоматические нарушения.

В работе с детьми и подростками изотерапия используется при трудностях социальной адаптации и обучения, внутрисемейных конфликтов и неадаптивных форм отношений в семье.

Сущность изотерапии заключается в том, что она дает возможность клиенту понять и ощутить самого себя, быть самим собой, освободиться от негатива прошлого, свободно выразить свои мысли, чувства, надежды, мечты.

Клиент может моделировать, отраженную в сознании действительность, и выражать к ней свое отношение. Поскольку при рисовании требуется согласованное участие психических функций, то идет развитие чувственно-двигательной координации.

Специалисты считают, что во время рисования происходит его участие в согласовании межполушарных взаимоотношений, потому что происходит активизация конкретно-образного мышления.

За конкретно-образное мышление отвечает правое полушарие, а левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление.

Использование изотерапии для психокоррекционных занятий способствует изучению событий, чувств, идей, способствует развитию межличностных навыков и отношений, укрепляет собственную самооценку и уверенность в себе.

Интерпретировать результаты работы необходимо с учетом механизма работы полушарий головного мозга.

«Изотерапия как метод психологической коррекции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Левое полушарие отвечает за работу вербального, аналитического, логического мышления и хорошо проявляет себя в речи, символической абстракции, чтении, письме.

Система левого полушария линейна – первые вопросы решаются первыми, а вторые, естественно, вторыми.

Правое полушарие воспринимает вещи и события внутренним зрением и воображением. Работа правого полушария позволяет понимать метафоры, мечтать, создавать новые комбинации идей.

Рисование развивает и связывает между собой такие важные функции, как зрение, двигательную координацию, мышление, речь.

Изотерапия не ставит целью создать произведения искусства и не является частью занятий по изобразительному искусству. Все упражнения проводятся с помощью карандаша и бумаги, также можно использовать набор красок или фломастеров.

Изотерапия – метод психологической коррекции дошкольников

Для осуществления психологической коррекции дошкольника необходима деликатность и осторожность, потому что процессы, происходящие в душе ребенка и в душе психолога, находятся во взаимодействии.

Отношения с ребенком арт-терапевт должен выстроить таким образом, чтобы ребенок начал делиться своими возникающими ощущениями. Результатом является то, что ребенок начинает лучше себя осознавать.

Обсуждая вопросы, которые относятся к разработке частей картины, их четкое выделение дают возможность самопознанию ребенка углубиться.

На первом этапе изотерапии дети используют разные материалы, а потом их смешивают. Это свободная активность перед творческим процессом – непосредственное переживание.

На втором этапе начинается процесс творческой работы – визуальное представление, создание чего-то удивительного. В этот момент дети, вне зависимости от возраста, полностью взаимодействуют со своим творчеством.

На третьем этапе идет процесс дистанционирования, процесс рассматривания. Работа располагается на вертикальной поверхности так, чтобы на неё было легко смотреть.

На четвертом этапе идет вербализация мыслей и чувств, которые возникли в процессе рассматривания рисунка.

Четвертый этап имеет свои особенности, которые заключаются в следующем:

  • ребенок должен описать картинку с использованием местоимения «Я», как будто он и есть картинка;
  • предметы на картинке выбираются специфические, чтобы ребенок смог их идентифицировать с чем-нибудь;
  • чтобы облегчить задачу ребенку можно задать вопросы – «что ты делаешь?», «кто тебе всех ближе?»;
  • отступать нельзя, даже если ребенок говорит, что не знает – в этом случае можно дать свой ответ и спросить, правильно это или нет;
  • между разными частями картинки психолог предлагает ребенку вести диалог, и просит обратить внимание на цвет;
  • ребенку надо то, о чем он говорит, «отнести к себе», поэтому психолог работает над идентификацией - этот этап помогает проработать какие-то реальные ситуации, вытекающие из рисунка;
  • обращается внимание на пропуски в рисунке и те вещи, которые выходят на первый план для ребенка;
  • на протяжении этого этапа идет наблюдение за внешними проявлениями поведения;
  • важными являются интерес и настойчивость психолога.

Для развития ребенка важным элементом является его творческая деятельность и чаще сам процесс рисования является более важным, чем результат. Изотерапия при работе с детьми эффективна, потому что ребенок, в отличие от художника, не заботится о зрителях, он получает удовольствие от самого процесса.

Коррекция страхов с помощью изотерапии

Значительная часть страхов носит временный характер, потому что обусловлена возрастными особенностями.

Правильное понимание причин возникновения страхов детей способствует их исчезновению, но если они сохраняются длительное время, то это уже сигнал неблагополучия, говорящий о нервном ослаблении ребенка.

Для рисования страхов психологическим препятствием может быть переживание своей неудачи, которую ребенок проигрывает в воображении.

Результаты рисования страхов могут быть негативными при неврозах и заболеваниях внутренних органов у родителей на нервной почве.

Основная причина этого кроется в том, что в семье отсутствует жизнерадостная обстановка и идет постоянная фиксация на болезненном состоянии кого-то из родителей. В такой среде ребенок меньше играет и рисует и на рисунках, как правило, преобладает серый и черный цвет.

Замечание 1

Рисование помогает преодолеть страхи, которые никогда ещё не происходили, но в представлении ребенка могут произойти.

По степени успешности далее идут страхи, сформировавшиеся на травмирующих реальных событиях. Это давние по времени страхи и их эмоциональный след не очень выражен к настоящему времени.

Эффект от рисования будет недостаточный в том случае, если пугающее событие – укус собаки, пожар, избиение, произошли недавно и свежи в памяти ребенка.

Специалисты считают, что одним из условий полного преодоления страха, является некоторое его оживление в ходе рисования. Хуже, если этот «уголек» будет «тлеть» в психике, и вновь сможет «вспыхнуть» в любое время.

Страхи лучше рисовать карандашами, потому что хорошо виден нажим, хотя можно рисовать и фломастерами, и красками.

Роль психолога во время рисования должна быть понятна ребенку.

Перед рисованием важно установить контакт с ребенком и перейти к беседе для выявления страхов. Можно расспрашивать о них во время игры, как бы между прочим, но психолог в это время должен быть рядом с ребенком.

Голос психолога спокойный без эмоциональных и смысловых акцентов. Перед каждым выявленным страхом, делается пауза, а затем все они сообщаются родителям, для организации рисования страхов в домашних условиях.

Диагностика страхов заканчивается игрой с ребенком для создания радостной эмоциональной атмосферы.

В конце игры отмечается успех ребенка и предлагается нарисовать дома страхи на отдельных листах бумаги. Домашнее задание организует деятельность ребенка и мобилизует его на борьбу со своими страхами.

Бывает так, что ребенок приступает к выполнению задания через несколько дней, потому что сделать это совсем непросто.

Так происходит преодоление внутреннего психологического барьера – страх страха. На заключительном этапе работы психолог сообщает ребенку, что теперь все его страхи останутся у него и будут находиться в ящике стола, откуда им никак не выбраться.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot