Исторические этапы развития психики — это развитие психики в процессе эволюции. Развитие психики животных и человека происходило параллельно развитию и усложнению их нервной системы.
Особенности развития психики
Этапы развития психики связаны с усложнением реакции организма на внешние воздействия. Их располагают в следующем порядке: безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы первого рода (классические, по Павлову), условные рефлексы второго рода (инструментальный рефлекс), рассудочная деятельность (интеллектуальное действие), разум, сознание, мышление.
Психологами рассматриваются две формы психического отражения. Первая из них находит свое проявление в чувственных образах, которые «напрямую» отражают внешний мир. Вторая форма представлена отвлеченными абстрактными понятиями, которые фиксируют лишь самые значимые аспекты объекта.
Формирование психики и психических явлений происходило в течение сотен миллионов лет. Этому способствовал процесс эволюции жизни на Земле и естественный отбор. Этот длительный процесс ученые разбивают на несколько основных этапов.
Этапы эволюции психики
В эволюции психики важное значение имеют инструментальные рефлексы. Они служат переходной стадией между рефлекторной и рассудочной деятельностью. Их реализация происходит благодаря двигательной активности, которая подкрепляется некоторым «вознаграждением». Оно помогает реализовать актуальную потребность. Например, орлы в дикой природе обучаются поднимать черепаху в воздух и разбивать ее о камни. Обезьяна использует палку для добычи фруктов и т. д. В таких ситуациях деятельность осуществляется путем «проб и ошибок», а движения, способствующие удовлетворению потребности, далее закрепляются и повторяются.
Рассудочная деятельность — это более совершенная форма инструментальных рефлексов. Новое действие способно возникать лишь с помощью многократных проб, но и спонтанно (например, «инсайт», внезапное озарение). Тем не менее, в отличие от разумной деятельности человека, животные остались в пределах первой сигнальной системы. Они не могут оперировать обобщенными и абстрактными категориями.
Особенно наглядно это отличие было показано И. П. Павловым, который проводил опыты на высших приматах. Обезьяна, которую обучили гасить огонь водой из бака (для того, чтобы достать банан), не смогла «догадаться», что для этого также подойдет вода из водоема, расположенного рядом.
Онтогенез психики
Онтогенез представляет собой индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики). Еще А. Н. Леонтьевым были выделены 7 этапов развития психики ребенка.
Они включают:
- Новорожденность (от рождения до 2 месяцев);
- Ранний младенческий возраст (2-6 месяцев);
- Поздний младенческий возраст (6-12месяцев);
- Преддошкольный возраст (1-3 года);
- Дошкольный возраст (3-7 лет);
- Младший школьный возраст (от 7 до 11−12 лет);
- Подростковый возраст и начало юности (от 13−14 до 17−18 лет).
Если взять за основу классификацию этого ученого, то выделяется десять этапов онтогенеза человеческой психики.
Пренатальный период начинается с момента зачатия и заканчивается рождением ребенка. Формирование психики человека происходит одновременно с формированием нервной системы, а значит, что задолго до рождения. С 12–16 недель в коре больших полушарий зародыша уже могут регистрироваться электрические сигналы в качестве ответа на внешние раздражители. В возрасте нескольких месяцев от зачатия у человеческого плода уже развиваются некоторые ощущения (например, осязание, температурные, слуховые).
Период новорожденности начинается с рождения и продолжается до одного месяца. В этот период можно отметить появление зрительных и слуховых ощущений, ощущение положения тела в пространстве, обонятельных, кожных и вкусовых ощущений, а также многих элементарных рефлексов.
Образ жизни новорожденного малыша мало чем отличается от того, как он жил во внутриутробный период. Это касается позы и сна. Высокого развития в этот этап достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Вначале отсутствует зрительное восприятие форм, а затем малыш начинает реагировать на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно с этим развиваются ориентировочные реакции.
Для раннего младенческого периода (1-6 месяцев) характерно оперирование предметами и формирование восприятия. От 2 до 6 месяцев младенец проявляет попытки хватать предмет или ощупывать его с одновременной зрительной фиксацией. Главная особенность представленного этапа представлена развитием действий с предметами и процессами предметного восприятия.
Поздний младенческий период продолжается с 6 до 12 месяцев. В это время меняются отношения ребенка с окружающим миром. Это происходит на основе предметного общения путем осмысления явлений и предметов внешнего мира и появления первых признаков речи.
Преддошкольный период (1-3 года) связан с интенсивным развитием сознания и речи, овладением отношением к окружающим предметам, присущим человеку. В дошкольный период, который продолжается с 3 до 7 лет, отличается появлением противоречия между стремлением к действительному овладению миром предметов и ограниченностью возможностей.
Изменения в младшем школьном периоде связаны с учебой. Основным становится умственное развитие, формирование мышления и личности (замена детских интересов на учебные). На завершающем этапе присутствует гендерная специализация, когда деятельность делится на «мужскую» и «женскую».
В подростковый период завершается ориентация ребенка на соответствующие виды поведения в зависимости от пола. Подросток стремится к самореализации и начинает показывать успехи в конкретных видах деятельности. Последующее развитие познавательных и психических процессов ориентировано на взрослую жизнь.
Последний, акмеологический период развития психики происходит с 18 до 65–80 лет. В это время завершается соматическое развитие человека и стабилизируются его психические функции.