Сущность понятия «артефакт»
Артефакт - это результат эксперимента, который возникает из-за неправильной организации исследования, когда зависимая переменная изменяется под действием побочных переменных. Таким образом, артефакты являются следствием ошибок или недостаточного контроля условий проведения эксперимента.
Предпосылкой появления артефактов экспериментального исследования является то, что на участника эксперимента воздействует множество стимулов: это и непосредственно экспериментальное воздействие, и фоновые событие, и само состояние испытуемого, и особенности взаимодействия с экспериментатором. Если фоновое воздействие оказывается больше экспериментального, то результатом исследования является не факт, а артефакт. Поэтому важной задачей для исследователя является прояснение того, какая из составляющих экспериментальной ситуации могла быть причиной такого поведения испытуемого.
Вообще, артефакты могут быть двух типов: внешние (состояние среды) и внутренние (состояния испытуемого). Кроме этого, Дж. Кемпбелл также выделяет фоновые артефакты: эффект фонового воздействия (событий, происходящих в жизни участников) и естественного развития (взросления), погрешности измерительного инструмента, реакции испытуемого на сам эксперимент.
Наиболее частыми причинами возникновения артефактов, являются:
- Эффект последовательности: применение предварительного тестирования перед непосредственно экспериментом может повлиять на конечный результат.
- Эффект научения: выполнение серии различных экспериментальных заданий может повлиять на повышение уровня обучаемости (компетентности) в экспериментальном тестировании.
- Эффект неоднородности состава группы: например, интровертам хуже дается реализация экзаменационных заданий, чем экстравертам; тревожным личностям - интеллектуальные и скоростные задания.
Основные источники артефактов
К числу основных видов артефактов относятся:
- Эффект Фокса - один из источников формирования артефактов, который заключается в том, что чрезмерно положительный образ экспериментатора может привести к некритичному доверию и энтузиазму со стороны участников эксперимента. Этот эффект был выявлен в 70-х годах в Калифорнии, когда один актер прочитал вместо лектора лекцию, в которой он ничего не понимал, но вел ее очень экспрессивно, при этом студенты были уверены, что чему-то научились.
- Эффект первого впечатления: суть его сводится к тому, что человек оценивает другого по той информации, которую он получил в самом начале знакомства. А если в ходе дальнейшего общения человек получает новую информацию, которая противоречит с исходной, то она отбрасывается как несущественная.
- Эффект плацебо - это эффект самовнушения, который впервые был обнаружен в медицине.
- Эффект Хоторна - это эффект, обнаруженный в социальной психологии, который сводится к тому, что условия новизны и внимания со стороны экспериментатора влияют на результативность испытуемого, искажая реальное положение дел. Само участие в эксперименте уже является фактором, трансформирующим поведение испытуемых.
- Эффект Зайонца (эффект аудитории) - данный эффект заключается в том, что наличие любого наблюдателя (экспериментатора) влияет на поведение испытуемых, изменяя его в сторону увеличения результативности деятельности. Социальные психологи объясняют этот факт страхом социальной оценки, которая влияет на поведение испытуемого так. чтобы он выполнял свою деятельность еще лучше в присутствии других людей.
- Эффект Пигмалиона (Розенталя) - это эффект предвзятости экспериментатора, проявляющийся в том, что исследователь, который твердо верит в свою гипотезу, будет действовать так. чтобы эта гипотеза подтвердилась. Ожидания экспериментатора детерминируют характер результатов, например, «плохие» данные экспериментатор может «улучшать», давая подсказки испытуемым.
- Эффект Барнума (Форера) - это эффект, обнаруженный Б. Форером, суть его состоит в том, что люди склонны воспринимать некритически общие описания собственной личности, даже если не ясно, каким образом они получены. Стойкость данного эффекта объясняют интересом людей к собственно личности.
Причины и способы предотвращения возникновения артефактов
Главная причина возникновения артефактов - нарушение валидности эксперимента. Валидность - это одно из главных свойств эксперимента, которое обеспечивает достоверность полученных результатов.
Выделяют два основных вида валидности:
- внешняя - это соответствие конкретного исследования объективной (природной) реальности, что дает возможность переноса и обобщения полученных результатов на другие объекты исследования;
- внутренняя - это степень соответствия конкретного исследования идеальному, что проявляется в оценке изменения зависимой переменной влиянием независимой, а не другими причинами.
Способы преодоления возникновения артефактов:
- Двойной слепой метод: формируются 2 идентичные группы (экспериментальная и контрольная), экспериментальное воздействие осуществляется в них обеих, но сам экспериментатор не знает, какая из групп получает нулевое воздействие, а какая - экспериментальное. Такой прием хорошо девальвирует эффект Розенталя.
- Метод обмана - это целенаправленное введение в заблуждение испытуемых относительно цели и гипотез исследования. Это действенный метод для предотвращения эффекта Хоторна и Зайонца, однако он не слишком этичны, поэтому рекомендуется сообщать испытуемым хотя бы какие-то формулировки относительно эксперимента.
- Метод скрытого эксперимента - это истинный эксперимент внутри “декларируемого” эксперимента, о котором участники не догадываются. Однако это также не совсем этично, поскольку испытуемый полностью остается в неведении и является объектом манипуляций экспериментатора. Но данный метод также предотвращает эффекты Зайонца и Хоторна.
- Метод независимого измерения зависимых переменных - это довольно редкий способ, суть которого состоит в том, что результаты экспериментального воздействия определяются не по прямям следствиям, а по трудовой или учебной деятельности самого испытуемого уже после завершения эксперимента.
- Контроль восприятия испытуемыми ситуации - это применение постэкспериментального интервью с испытуемыми для выявления отношения к экспериментатору, понимание испытуемым инструкции и цели исследования.