Школьная дезадаптация – это психическое состояние ребенка (подростка), которое проявляется в виде проблем с дисциплиной, усвоением знаний, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Причины школьной дезадаптации у подростков
Основным фактором возникновения дезадаптации у подростков является невозможность принять на себя новую роль и новую ситуацию (события, действия и т.д.).
Основные причины возникновения и развития школьной дезадаптации у подростков:
Неумение устанавливать контакты со сверстниками. Очень часто у подростков данное умение попросту не сформировано, в связи с чем, им очень сложно подружиться с одноклассниками, выстроить с ними плодотворные взаимоотношения. Невозможность установить контакт с одноклассниками приводит к тому, что подросток «замыкается в себе», избегает посещения школы и сбегает с уроков.
Низкая успеваемость в обучении. Отставание на уроках, не понимание учебного материала приводит к потере интереса, как к учебному предмету, так и к процессу обучения в целом. Столкнувшись со сложностями в обучении, некоторые подростки отказываются учиться, так как учеба у них ассоциируется с трудностями и проблемами.
Личностные и индивидуальные особенности ребенка. Могут стать так же предпосылкой к формированию школьной дезадаптации у подростков. Так, если подросток очень скромен и стеснителен, то его могут обижать сверстники или даже предвзято относиться учителя (занижать оценки, незаслуженно обвинять в том, чего не совершал и т.д.). Как показывает практика, чаще всего именно те подростки, которые не способны за себя постоять подвергаются травле и вследствие чего у них развивается школьная дезадаптация.
Особенно остро личные индивидуальности воспринимаются именно в подростковом возрасте, когда подростку важно мнение окружающих о себе со стороны сверстников и взрослых, ему хочется, чтобы его ценили и уважали. Не всегда это возможно, в результате чего возникает дезадаптация.
В настоящее время выделены и другие причины, которые вызывают школьную дезадаптацию у подростков. Однако, все они тесно связаны с описанными выше.
Если своевременно не обратить внимание на проблемы подростка в школе, не выявить у него дезадаптацию, то в дальнейшем она может выразиться в неверии в себя и свои силы, сделать человека неуверенным в себе и замкнутым.
Методики определения уровня дезадаптации у подростков
В настоящее время разработано достаточное количество методик, направленных на определение уровня школьной дезадаптации у подростков. Одной из наиболее популярных и простых в использовании методик является методика «Опросник Л.М. Ковалевой».
Опросник Ковалевой помогает педагогам систематизировать знания о подростке. Помимо подростков, методика может быть использована и при исследовании детей младшего школьного возраста.
Опросник представлен 46-ю утверждениями, 45-ть из которых касаются возможного поведения подростка в школе, а один вопрос касается участия родителей в воспитании подростка.
Таким образом, опросник Ковалевой достаточно прост в применении, он помогает педагогу систематизировать представления о подростке-учащемся. Представленные в опроснике утверждения, сгруппированы по факторам поведения подростка, что позволяет очень быстро определить именно тот фактор (или совокупность факторов), которые лежат в основе школьной дезадаптации подростка.
Подбор методик осуществляется педагогом, исходя из поставленной цели исследования, необходимых знаний и представлений о подростках, которые желает получить педагог, а также в зависимости от сложности применения методики с конкретной возрастной группой.
Коррекция школьной дезадаптации у подростков
Одной из основных ошибок, которую допускают специалисты, при организации коррекционной работы со школьной дезадаптацией у подростков, является борьба с симптомами, проявляющимися у подростка.
Например, если подросток проявляет агрессию по отношению к другим детям, стремится самоутвердиться за счет своей силы, то нет смысла запрещать ему это делать. Даже если подросток перестанет агрессировать и драться, то он найдет иной негативный способ самоутвердиться (например, вандализм). Важно ознакомить подростка с адекватными и корректными методами, которые являются общепринятыми в обществе.
Основная цель коррекционной работ – оказание подростку помощи в самоутверждении социально приемлемыми путями.
Направленность коррекционной работы:
- Выявление способностей и интересов подростка.
- Выявление сопровождающих потребностей в самоутверждении.
- Выявление проблем, которые имеются у подростка (например, страхи, неуверенность, тревожность и т.д.).
- Оказание подростку помощи в преодолении проблем, посредством вовлечения в разнообразную деятельность (например, занятия творчеством, спортом, КВН и т.д.).
Как показывают исследования, одним из наиболее эффективных методов коррекции школьной дезадаптации у подростков, является оказание ему всесторонней помощи в самореализации. Осуществляется это посредством проведения бесед, совместной организованной деятельности, интересной подростку. Для того, чтобы данные средства были эффективны, а вся коррекционная работа результативной, необходимо установить между специалистом и подростком благоприятной атмосферы, основанной на взаимном уважении.
Положительно зарекомендовала себя терапия творчеством. Род занятий подбирается индивидуально. Например, если проблема не только в социально-психологической (неуверенность), но и в познавательной сфере, то подойдут занятия, требующие концентрации внимания и развивающие мелкую моторику (шитье, вышивка, плетение).
С целью сплочения класса нужно использовать тренинги, групповые консультации. Работу нужно направить на развитие эмпатии, рефлексии, самостоятельности (в том числе самоорганизации).
Таким образом, проблема школьной дезадаптации у подростков достаточно распространена и требует комплексного подхода для успешного разрешения.