Проблема самооценки и уровня притязаний являются одной из наиболее разрабатываемых.
Самооценка
Самооценка функционирует как часть самосознания в двух основных формах – общая и частная. Частные самооценки отражают оценку субъектом своих качеств и проявлений. Такие самооценки носят как ситуационный, так и обобщенный характер. Среди них особое место занимают оперативные самооценки, которые отражают учет субъектов изменяющихся обстоятельств. Самооценка выступает необходимым внутренним условием организации и регуляции своего поведения. Регулятивные функции оценки подразделяются на:
- оценочные;
- контрольные;
- стимулирующие;
- блокирующие;
- защитные.
Функции самооценки не ограничены, она является важным фактором мобилизации человеком своих сил, творческого потенциала. Самооценка задействована во всех сферах жизнедеятельности человека – в общении, поведении, познании, деятельности.
Таким образом, самооценка – это наличие у личности критической позиции по отношению к чему-либо, она является не констатацией имеющегося потенциала, а именно оценкой с точки зрения определенной системы ценностей индивида. Она является очень важным элементом самосознания, который может детерминировать личностный комфорт и дискомфорт, который выражен в степени принятия субъектом самого себя.
В возрастном аспекте становление самооценки связано с овладением ребенком способами самооценки, расширением знаний о себе. В подростковом возрасте наблюдаются ускоренные темпы развития эмоционального компонента самооценки, ведущим переживанием подростка выступает эмоционально-ценностное отношение к себе. В этом возрасте обостряется восприятие критики, самовосприятие. При переходе в следующий период (юношеский) наблюдается развитие эмоционального и когнитивного компонентов самооценки, знания начинают регулировать и вести за собой эмоции, складываются устойчивые представления о себе, как личности. В этом возрасте обостряется потребность в самоопределении и осознании себя как члена общества.
Уровень притязаний
Понятие уровня притязаний впервые было введено в школе немецкого психолога Курта Левина. Оно появилось в связи с экспериментами, где испытуемым предлагались сложные, практически нерешаемые задачи, для провоцирования гнева. Выяснилось, что если цель была слишком трудна и невыполнима для личности, он намечает более легкую для себя, которую можно достигнуть поэтапно. Эту цель и называют уровнем притязаний, обозначив спонтанный переход личности к доступной ему деятельности.
Для изучения самооценки используется уровень притязаний. Он базируется на предположении о том, что человек выбирает цели, оценивая свои возможности, от которых зависит успешность выполнения им задачи.
В настоящее время часть психологов признают связь самооценки с уровнем притязаний, утверждают, что первая составляет базу второго. Однако другая часть ученых убеждают, что уровень притязаний не всегда точно презентует самооценку, из-за чего интерпретация самооценки может быть не корректна.
Соотношение параметров уровня притязаний с особенностями самооценки обладает особой ценностью. Соответствие двух названных параметров продуцирует сбалансированную личность, которая отличается приятием себя, внутренним комфортом. Исследование сочетаний самооценки и притязаний обеспечивают круг данных, которые имеют важное прогностическое значение.
Чувство взрослости, проявляющееся в отрочестве, толкает ребенка к желанию освоить новые для себя виды взрослых взаимодействий. Интерес к другому, стремление к пониманию сверстников дают начало развитию восприятия людей, а увеличение личностных качеств и переживаний, выявляющихся в других, ведет к способности самооценки. Рефлексии вызывают чувство комфорта и повышают самооценку.
Современная молодежь, размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в общении, деятельности, реализует потребность к адекватной идентификации. Завышенные притязания и возможности их реализации находятся в противоречии, поэтому возникает кризис идентичности, вследствие чего личность испытывает неуверенность в собственных силах.
Одним из важнейших компонентов внутренней структуры личности является система ценностей, при помощи которой человек может разграничивать существенное от несущественного, важное от неважного с точки зрения индивидуальных потребностей и интересов. Ценностная система определяет направленность деятельности, поведения.
Исследование по методике Рубинштейна и Дембо
Исследование самооценки и уровня притязаний по методике Сергея Леонидовича Рубинштейна и Тамары Вульфовны Дембо основано на прямом оценивании ребенком ряда личностных качеств (здоровье, характер, индивидуальные способности). Ребенку предлагается отметить определенными знаками на вертикальных линиях уровень развития указанных качеств (критерий самооценки) и уровень развития этих качеств, который удовлетворяет испытуемого (критерий уровня притязаний).
Обработка результатов проводится по 6 шкалам, каждый ответ испытуемого выражается в бальном значении. По каждой шкале определяется следующее:
- Уровень притязаний;
- Высота самооценки;
- Расхождение между притязаниями и самооценкой.
Мы живем в эпоху торжества индивидуального планирования жизни. Человек может выбирать для себя все, что пожелает. В обществе не осталось сфер, в которых существуют какие-либо табу.
В 1990-х гг. произошла стабилизация уровня притязаний молодежи, происходит коррекция реальностью. Молодежь более трезво оценила барьеры, ограничивающие возможные планируемые достижения. В 2000-х гг. притязания молодых достигли устойчивого уровня. Анализ современной молодежной среды позволяет выявить и оценить, что в основном притязания материальные. Главным ресурсом в достижении успеха личности видят в личной активности.
Исследование уровня притязаний и самооценки как объективно-субъективного феномена – непростой процесс. Логика развития общего уровня притязаний современной молодежи позволяет предположить, что в регионах страны в ближайшее время не предвидятся кардинальные изменения.