Показатели психического развития ребенка
Психическое развитие – это закономерное изменение процессов в психике во времени, которое выражено в качественных, количественных и структурных преобразованиях.
Психическое развитие является процессом, т.к. носит динамический характер, ‒ возникнув еще до рождения ребенка, развивается и продолжается всю жизнь человека. В процессе психического формирования совершается накапливание качественных и количественных переустройств психики, которые обеспечивают развитие и деятельность личности.
К показателям психического формирования ребенка относят:
- формирование познавательной сферы ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие);
- развитие концепции личностных отношений (эмоции, установки, мотивы, потребности, ориентации ценностного уровня и др.);
- овладение системой различных практических и умственных действий, которые обеспечивают возможность творческой, продуктивной деятельности.
Для оценки общего уровня психического формирования ребенка рекомендуют первоначально составить о нем общее представление на базе оценки его соматотипа (пикнический, астенический, атлетический), половой зрелости (маскулинность – фиминность), позы (напряженная, сцепленная, расслабленная, подавленная), лица (широкое-узкое, полное-худое, нежное-грубое, красивое-неправильное), пантомимики и мимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная).
Предметом психологического исследования представляются психологические факты:
Умственные и физические действия ребенка. При этом принципиально осмыслить, чем они обусловлены, на что сориентированы, как подготовлены.
Речь ребенка. Оцениваются следующие характеристики речи:
- голос (монотонный-красочный);
- темп (быстрый-замедленный);
- разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый);
- дикция, словарь, применяемый ребенком (бедный-богатый, изысканный-разговорный, уровень грамотности и др.).
Замечание 1Также при анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.
Социальное поведение ребенка. При его оценке необходимо направлять внимание на:
- характер определения контакта ребенком (фамильярно, поспешно, смело, с охотой или сдержанно, с осторожностью);
- характер и течение приспособления ребенка в процессе исследования (медленно или быстро);
- степень социальной активности (неадекватная-адекватная ситуации);
- выражение качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает собственное превосходство, неподчиняющийся, надменный, иронический, ненастойчивый, скромный, неуверенный, инициирующий сострадание, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, старающийся угодить, выражающий содействие, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый.
На основе оценки данных качеств можно осознать тактику и мотивы поведения ребенка.
Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития
Метод наблюдения (в особенности результативный метод т.к. собираются факты истинного поведения ребенка, он предстает как целостная личность, можно понаблюдать характер взаимоотношений с окружающими). Для увеличения эффективности представленного метода необходима оптимальная организация (например, составление карточек формирования ребенка).
Беседа (рекомендуется при деятельности с детьми в возрасте от 6 до 15 лет). Для беседы могут быть следующие темы: семья, родители, участие в работе дома, время досуга, самооценка, школа, опасения и сомнения, состояние здоровья.
По итогам проведенной беседы и наблюдения с ребенком необходимо сделать аргументированные заключения о его психологических особенностях. При этом необходимо оценить темперамент ребенка и его характер.
Эксперимент (в наибольшей степени приемлемая форма ‒ изучение при помощи тестов).
Тест ‒ стандартизированное задание для установления степени развития у ребенка разных психических процессов.
Тестирование позволяет установить уровень сформированности качеств ребенка, провести вторичное, т. е сравнительное исследование, обеспечивает одномоментный сбор наибольшего объема информации, не требует долговременной специальной подготовки.
Особенности исследования детей раннего и дошкольного возрастов
Дети дошкольного возраста имеют поведенческих и психологических особенностей, знание которых очень важно для того, чтобы приобрести надежные сведения в ходе их исследования. К данным особенностям, прежде всего, относится сравнительно невысокий уровень самосознания и сознания. Когнитивное формирование в этом возрасте еще не закончено.
Потому, реализуя исследование дошкольников, в особенности раннего возраста, необходимо принимать во внимание, что тестовые задания не должны требовать от дошкольника произвольного высокоразвитого управления собственными процессами познания. Необходимо чтобы задания в тесте одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной области. Это даст возможность адекватно дать оценку уровню произвольности процессов познания и истинный уровень их формирования.
У старших дошкольников уже есть компоненты произвольности в управлении собственными процессами познания. Исследование детей данной возрастной группы, должно быть обращено как на детализированное исследование формирование природных, или непроизвольных, процессов познания, так и на своевременное установление и четкое отображение произвольных когнитивных действий и реакций. Методы поведенческого и личностного изучение детей до 4 лет не должны содержать в себе вопросы и задания, которые ориентированы на самосознание дошкольника и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку качеств своей личности.
Особенности исследования младших школьников
К моменту поступления детей в школу значительно увеличиваются их индивидуальные отличия в степени психологического формирования (моральное, интеллектуальное) значит, они по-разному проявляют реакцию на одни и те же инструкции и исследовательские ситуации.
Отдельным младшим школьникам вполне доступны тесты, которые предназначены для изучения взрослых людей, другим (в меньшей степени сформированным) – исключительно методики, которые рассчитаны на дошкольников в возрасте 4-6 лет. Это в особенности относится к методикам, в которых применяются вербальные самооценки, рефлексия и др.
Особенности исследования подростков и старших школьников
Необходимость в самопознании в представленном возрасте бывает в такой степени сильной, что часто перевешивает отсутствие прямого интереса к тестовым заданиям.
Выбирая необходимый комплекс методик, которые предназначены для разностороннего исследования старших школьников, нужно ориентироваться на то, что существенно и актуально как раз для юношеского возраста (стремление к процессу самопознания, самосовершенствованию, исследованию собственных взаимоотношений и ощущений). Отдельные ограничения могут затрагивать лишь тесты, которые связаны с личностной сферой и областью межличностных отношений.