Дети с ОВЗ — это категория лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для них характерно ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность способами, которые считаются нормальными. Это оказывает отрицательное влияние на их общее развитие.
Особенности личности детей в ОВЗ
Социально-психологический тип личности детей с ОВЗ зависит от широты различий в развитии детей. Она чрезвычайно высока. Так, ребенок может испытывать лишь временные и относительно легко устранимые проблемы. Но есть также дети, которые имеют необратимые и тяжелые патологии ЦНС (центральной нервной системы).
Большой проблемой таких детей становится психологическая неподготовленность к жизни, которая характерная для имеющейся системы социальных отношений. Дети первоначально вступают в жизнь с низким уровнем адаптационных и интеграционных способностей, что влияет на их социально-психологический тип личности.
Тип личности связан с такими показателями, как:
- Тип начального заболевания,
- Характер изменений или отклонений в развитии,
- Разница в особенностях проявления заболевания,
- Специфика изменений пораженных органов и систем органов,
- Характер и степень выраженности патологии.
Для многих детей с ОВЗ присуще отсутствие способности к самоконтролю, самообслуживанию и саморазвитию. Это может происходить в течение всей жизни и объясняется кардинальными ограничениями его жизнедеятельности в детстве.
Основные проблемы и трудности обладают психическо-социальной природой. Они начинают проявляться в разной степени выраженности. Несомненно, процесс реабилитации и социального воспитания в этом случае занимает значительное место в системе коррекционной педагогики.
Рассматривая и обобщая типы социально-психологических личностей детей с ОВЗ, было выявлено, что их основа представлена характером патологического нарушения. Примером может быть умственная отсталость, ЗПРР (задержка психического развития), нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, поведения и общения, задержки психофизического развития и др.
Исследование социально-психологических особенностей детей с ОВЗ
Существует классификация, которая позволяет группировать патологические нарушения в соответствии с локализацией процесса (телесные, сенсорные и нарушения деятельности мозга). Процесс развития, как и взаимодействие с детьми, вызывает многочисленные проблемы. В большинстве случаев они связаны с воздействием внешних и внутренних факторов.
Ученые не исключают тот факт, что в соответствии с вариационными особенностями патологии некоторые дефекты развития способны практически полностью преодолеваться. Это возможно при правильном процессе обучения и воспитании ребенка. Другие нарушения могут иметь латентный характер, а некоторые лишь компенсируются.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны социально-психологические особенности, которые обуславливают их тип личности. Отдельно рассматривают детей с умственной отсталостью, когда остановка в развитии личности происходит по причине патологии головного мозга. Она имеет в основе эндогенные или экзогенные причины.
Характерная особенность развития умственно отсталого ребенка представлена нарушением развития и формирования уже с первых дней жизни. Это отличает умственно отсталых детей от развития нормальных детей. Исследования показали специфические изменения памяти таких детей (произвольное и непроизвольное запоминание).
Умственная отсталость проявляется не только через несформированность познавательной деятельности. Для нее присуще нарушение эмоционально-волевой сферы, что отражается на социально-психологическом типе личности ребенка с ОВЗ.
В работах психологов и педагогов были описаны однообразные чувства, проявляющиеся при непосредственном воздействии определенного фактора. Эмоциональное состояние такого ребенка имеет резкие ограниченные края, начиная с состояния удовольствия и заканчивая неудовольствием.
Сегодня меняется в исследовании социально-психологического типа личности детей с ОВЗ, включая детей с умственной отсталостью. Углубленное исследование медицинских аспектов стало уходить на второй план, что дает возможность проводить анализ проблем развития ребенка в качестве личности с определением его роли и статуса в социуме.
Исследование социально-психологических типов детей с задержкой психического развития
Проведенные исследования детей с задержкой психического развития показывают, что для приема и переработки информации им необходим более длительный срок. Как и умственно отсталые дети, дети с ЗПР начинают испытывать проблемы с игровой деятельностью. Это связано с их замедленным восприятием.
Определение социально-психологического типа личности детей с ЗПР имеет характерные отличия как от диагностики нормально развивающихся сверстников, так и от диагностики детей с умственной отсталостью. Тем не менее, по причине некоторой схожести осуществление дифференциальной диагностики часто становится затруднительным.
Для исследования особенностей может потребоваться многокомпонентное психологическое обследование. Оно концентрируется на анализе познавательной деятельности. В этом случае можно в высокой долей уверенности говорить о правильной диагностике и определении социально-психологического типа личности. В соответствии с этим появляется возможность выработки адекватного подхода к обучению и коррекции.
Социально-психологический тип личности определяется с помощью особенностей детей с ОВЗ. Они связаны с ограниченными возможностями и не представляют собой сугубо количественные признаки. Здесь важно учесть то, что формулировка «другой ребенок» должна отражать системное и многокомпонентное изменение личности.
Индивидуальный подход, совершенно другие условия воспитания и врачебно-педагогической помощи отражаются на определении социально-психологического типа личности таких детей. Управление этим процессом не может быть единым для всей категории детей с ОВЗ.