Подростковый возраст – это ограниченный возрастными рамками от 11 до 18 лет переходный этап между детством и взрослостью.
Особенности подросткового возраста
С. Холл, исследуя подростковый период, указывал на то, что интенсивное общение сменяется замкнутостью. Уверенность подростка в себе начинает переходить в неуверенность и сомнения в себе. Ученый ввел в психологию представление о подростковом возрасте в качестве кризисного периода развития.
Причины кризисных явлений негативного характера С. Холл связывал с переходностью (промежуточностью) этой стадии в онтогенезе. Исследователь взял за основу представления о биологической обусловленности процессов развития в этом возрасте.
Для этого возраста присущи бурные изменения в анатомии и физиологии. Подросток начинает интенсивно расти, у него увеличивается масса тела. В этот период интенсивно растет скелет. Это происходит быстрее, чем рост мышц. У ребенка идет развитие сердечно-сосудистой системы и начинается половое созревание.
В процессе перестройки организма подростка у него часто возникает тревожность, высокая возбудимость и депрессия. Многие дети чувствуют себя неуклюжими, неловкими. У них появляется обеспокоенность внешним видом.
Конфликты с родителями связаны в подростковом возрасте с многочисленными качественными сдвигами. Они, как правило, носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношения. Это может происходить в относительно короткие сроки, часто бывает неожиданным, придавая процессу развития скачкообразный и бурный характер.
Происходящие изменения могут сопровождаться, с одной стороны, появлением значительных субъективных трудностей разного порядка у самого подростка, а с другой, для них присущи трудности в воспитании. Дети перестают поддаваться воздействию взрослого человека, у них появляются различные формы непослушания, сопротивления и протеста.
Для подростка характерны следующие качества:
- Упрямство,
- Грубость,
- Строптивость,
- Негативизм,
- Замкнутость и скрытность.
Причины и виды конфликтов между подростками и родителями
Конфликты между родителями и подростками связаны с центральным новообразованием данного возраста. Оно состоит в возникновении представлений о себе как «не о ребенке». Подростки чувствуют себя взрослым, стремясь быть и считаться взрослыми. Они отвергают собственную принадлежность к детям, но у них еще нет ощущения подлинной и полноценной взрослости. Вместо этого наблюдается огромная потребность в признании данной взрослости со стороны окружающих людей.
Подростковый возраст — это стадия «бури и натиска». В это время появляются внутренние и внешние конфликты, в ходе которых у ребенка проявляется чувство индивидуальности. На этом этапе могут возникать типичные субъективные трудности. Дети испытывают и переживают специфические для данной стадии явные или скрытые конфликты.
Наиболее типичными видами конфликтных ситуаций являются:
- Эмоциональное отвержение;
- Эмоциональное потворство;
- Авторитарный контроль.
Эмоциональное отвержение, как правило, выражается через безразличие родителей к подростку. Для него характерно малое количество внимания к внутренней жизни ребенка. Наибольшая опасность здесь представлена для чувственных детей, способных на глубокую привязанность. В этой ситуации они испытывают жестокие страдания, начиная с глубокой угнетенности и заканчивая нежеланием жить.
Для эмоционального потворства присуща особенность, которая отличает подобную семью. Ребенок здесь становится центром всей жизни взрослых. Требования к нему отличаются минимализмом, ограничиваясь задачами, которые связаны с обучением. Запреты мягкие, при этом родительский контроль уступает место любовному покровительству.
В рамках авторитарного контроля воспитание осуществляется по той же методике, что и в эмоциональном потворстве. Здесь на первый план начинает выходить авторитет родителей. Такие родители практически не считаются с индивидуальностью своих детей. Вместо мягкого покровительства они начинают практиковать строгий контроль, жестко регламентируя поведение.
Конфликты родителей с подростками — это очень частое явление. Со стороны взрослого человека их причины чаще всего представлены:
- Недостаточно высокой успеваемостью и плохим поведением в школе;
- Непослушанием дома;
- Пренебрежением советами взрослых;
- Расхождением в принципиальных жизненных вопросах.
С позиции подростка большая часть конфликтов возникает по причине несправедливости родителей. Они не обращают внимания на занятость своих детей, не учатся сдерживать плохое настроение, незаслуженно наказывают.
Взаимоотношения подростков с родителями
Основной проблемой, которая возникает у подростков, считается проблема взаимоотношений с родителями. В этом возрасте дети избавляются от зависимости и переходят к отношениям, в основе которых лежит взаимное доверие, уважение и относительное, но неуклонно растущее равенство.
Подростковый возраст считается временем проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает с кризисами и конфликтами. В это время все скрытые противоречия начинают выходить наружу. По этой причине даже в благополучных семьях часто можно наблюдать определенную сложность в коммуникации с детьми старшего школьного возраста.
Трудности могут увеличиваться еще и по той причине, что взрослые люди (родители) в большинстве ситуаций не понимают, что с выросшими детьми коммуникация должна выстраиваться по-другому. Это общение отличается от общения с маленькими детьми. Не в любом случае родители различают, что необходимо запретить, а что можно разрешить. Все это способствует появлению весьма непростых и сложных конфликтных столкновений.