Самостоятельность — это понятие, которое рассматривается учеными с разных сторон. Часть из них определяют это качество как черту характера или волевое качество личности. В целом самостоятельность представляет собой интегрированное свойство личности, развитие которого происходит в онтогенезе в результате накопления жизненного опыта, относящегося к разрешению проблемных ситуаций.
Понятие самостоятельности
Сегодня в психологической литературе встречается большое число определений понятия самостоятельность. Каждое из них обладает собственной смысловой нагрузкой.
Самостоятельность многие ученые не исчерпывают способностью выполнять задания. Это качество состоит в еще более существенной способности осознано ставить перед собой задачи и цели. Самостоятельный человек определяет направление своей деятельности без помощи окружающих. Это предполагает большую внутреннюю работу и наличие способности мыслить. Самостоятельность связана с выработкой цельного мировоззрения у отдельного индивида.
В зарубежных источниках вопрос самостоятельности личности также стал предметом философского и психологического осмысления. В качестве предпосылки исследования проблемы выступает философская концепция свободы воли и свободного выбора. Некоторые современные психологи, хоть и не вводят категорию самостоятельность, но занимаются анализом проявлений личности, фактически являющихся различными сторонами феномена самостоятельности.
Несмотря на множество разработок, проблема самостоятельности в качестве личностного образования осталось все еще мало изученной. Самостоятельность подростков не является предметом специальных исследований, а сама категория самостоятельности продолжает быть плохо разработанной и теоретически обоснованной в научном мире.
Самостоятельность подростков как явление
Чаще всего ученые рассматривают категорию самостоятельности у подростков в качестве образования, которое противостоит симптомокомплексу личностной беспомощности.
Личностная беспомощность — это устойчивое специфическое образование на личностном уровне. Оно состоит из сочетания соответствующих личностных особенностей, включая пессимистический атрибутивный стиль и устойчивые невротические нарушения.
Структура личностной беспомощности, которая противостоит самостоятельности, включает несколько компонентов:
- Мотивационный,
- Эмоциональный,
- Когнитивный,
- Волевой.
Самостоятельность подростка представляет собой целостное образование, которое противоположно этому комплексу симптомов. Она обладает в своей структуре четырьмя перечисленными компонентами, наполненными полярными характеристиками.
В целом подростковый возраст в рамках исследования феномена самостоятельности обладает принципиальным значением, поскольку в этот период происходит развитие личности и социализация.
Методика и результаты исследования самостоятельности подростка
Если рассматривать самостоятельность как противоположность личностной беспомощности, то в рамках исследования необходимо рассматривать несколько диагностических критериев, которые включают атрибутивный стиль, уровень тревоги, депрессии и самооценку. В соответствии с данными показателями испытуемых можно относить к группе самостоятельных индивидов, группе с симптомокомплексом беспомощности или к группе, которая показала промежуточный результат (адаптивная группа).
Для того, чтобы разделить исходную выборку подростков, как правило, используют метод кластерного анализа. Все результаты исследования необходимо занести в таблицу, разделив подростков по трем вышеназванным группам.
В соответствии с данными описательной статистики в группу самостоятельных подростков входят такие испытуемые лица, для которых присуща реалистичная самооценка. Показатели самооценки в данной группе будут находиться в верхней части интервала, что представляет собой оптимальный результат для личностного развития.
Для самостоятельных подростков характерен оптимистический атрибутивный стиль. Они объясняют свои трудности как временное явление, связывая неудачи с определенным событием. Положительные события, напротив, подростки с высоким уровнем самостоятельности воспринимают в качестве постоянных. У самостоятельных юношей и девушек не наблюдается такого состояния, как депрессия и тревожность.
Группу адаптивных подростков характеризуется тем, что они обладают реалистичной самооценкой. Показатели самооценки в этой группе будет ниже, чем у самостоятельных подростков, но выше, чем у тех, кто показал симптомы личностной беспомощности. Для подростков из средней группы присущ пессимистический стиль. Он связан с тем, что все позитивные события такой ребенок воспримет как случайные (кратковременные). Негативные события рассматриваются ими как постоянные, а их причину подростки видят в себе.
При описании группы подростков с признаками личностной беспомощности, ученые говорят о том, что уровень их самооценки гораздо ниже, чем у двух групп. Она будет сочетаться с выраженным пессимистическим стилем, а все позитивные события восприняты ими в качестве случайных и кратковременных. Негативные ситуации эти подростки определяют как постоянные, а причину их видят в себе. Для этой группы подростков присущ более высокий уровень депрессии и тревожности.
Отдельно можно провести исследование двух групп с полярными характеристиками, то есть самостоятельных подростков и подростков с симптомами личностной беспомощности.
В этом анализе важно обратить внимание на характеристики эмоциональной, волевой, когнитивной и мотивационной сферы, сравнивая психологические характеристики с определенными критериями.
Еще один способ исследовать показатель самостоятельности подростка — это факторный анализ. Этот метод дает возможность выявить характер взаимосвязи между структурными компонентами самостоятельности.