Инновационные методы обучения – это новые и современные методики, представляющие собой эффективное средство развития познавательной, коммуникативной, личностной деятельности обучающихся.
Использование инновационных технологий в обучении психологов
В современной высшей школе особенную актуальность приобрели проблемы использования инновационных технологий и методов. Они применяются в системе профессиональной подготовки будущих специалистов. Сегодня в высшем профессиональном образовании усиливается тенденция к гуманизации и гуманитаризации. Помимо этого, происходит обновление содержания учебных предметов и внедрение новых дисциплин.
Все это вызвало необходимость в научно-педагогических работниках, которые должны обладать способностями обеспечить инновационный подход к реализации новых тенденций в учебном и воспитательном процессе высшего заведения. Ввод в учебный процесс вуза инновационных методов преподавания — это эффективный шаг, помогающий в модернизации высшего профессионального образования.
Современный запрос психологии и общественной практики предопределил изменение акцента в профессиональной подготовке будущего психолога. Для высшей школы сегодня в приоритете не только накопление теоретических знаний. На первый план выходит овладение учащимися системой умений и навыков осуществления профессиональных видов деятельности.
Таким образом, обеспечение высочайшего уровня профессиональной компетентности и качественной стороны профессиональной подготовки будущих психологов предопределило формирование условий для развития практической составляющей профессионального становления.
Новые подходы к профессиональной подготовке будущих психологов
Новые подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов-психологов потребовали от преподавательского состава вузов освоения и внедрения новых (инновационных) методов, методик и инструментов преподавания. В процессе обучения начинают использоваться инновационные технологии обучения, классификация, анализ и систематизация которых проводится отдельной отраслью научного знания «педагогической инноватикой».
Процесс модернизации и оптимизации профессиональной подготовки будущих психологов в ходе их обучения в высшем учебном заведении осуществляется с помощью моделирования максимально продуктивной образовательной и развивающей среды. Данная среда способна расширить профессиональные горизонты теоретической, мотивационной и практической готовности к работе по выбранному направлению.
Использование инновационных методов обучения психологии при обучении психологов предопределило пересмотр видов, методов, форм, средств учебно-познавательной деятельности. В последнее время процесс получения высшего профессионального образования переводится в интерактивную плоскость. Это достигается с помощью личностно-деятельностного формата педагогического общения.
Решение задач внедрения инновация в образовательный процесс позволяет достигать максимальную интеграцию теоретических знаний и практических умений в целостную систему для приобретения субъективного личностно-профессионального опыта. Многие исследования показали целесообразность и результативность применения в профессиональной подготовке будущих психологов инновационных образовательных технологий.
Роль инновационных технологий обучения в оптимизации процесса подготовки будущих психологов
На современной стадии развития системы ВПО в качестве ведущей тенденции стала выступать его модернизация. Она, в первую очередь, относится к процессу внедрения в образовательную среду инновационных технологий, основой которых считается целостная модель образования, диалектическое единство методологии и средств реализации.
По мере осуществления процесса модернизации системы высшего психологического образования, включая профессиональную подготовку будущих психологов, в научно-практический оборот стали входить термины:
- Инновационные образовательные технологии;
- Инновация;
- Педагогическая инновационная технология.
Инновации представляют собой комплексный процесс создания, распространения и использования новых практических средств в сфере техники, технологии, педагогики, научного исследования. Она состоит не только из процессов, а также включает идеи, средства, результаты, которые применяются в совершенствовании педагогической системы.
Сущность инновационной образовательной деятельности состоит в процессе обновления педагогического процесса, введения новообразований в традиционную систему. Совершенствование социокультурных, технических, экономических и прочих социальных процессов вызвало необходимость в непрерывной оптимизации и улучшении учебно-воспитательного процесса. Для этого нужно совершенствовать педагогические технологии, применяемые ранее в системе образования.
В процессе отбора инновационных технологий для использования их в системе реализации содержания профессиональной подготовки будущих психологов необходим ряд принципов. Они включают:
- Перспективность;
- Демократичность;
- Гуманизм;
- Реалистичность;
- Целостность;
- Экономичность;
- Управляемость.
Внедряя инновации или их элементы в систему подготовки будущих психологов, требуется проверка по трем показателям: актуальность, полезность и реалистичность. Это связано с тем, что не любая инновация может в равной степени стать полезной и эффективной в различных условиях использования.
Различные инновационные технологии можно использовать самостоятельно, фрагментарно или в комплексе с прочими образовательными технологиями. Это позволит оптимизировать процесс профессиональной подготовки будущих психологов в высших учебных заведениях, включая формирование ключевых компетенций и повышение качества профессионального образования.