Самооценка — это нравственная оценка людьми своих качеств, поступков, убеждений и мотивов. Она является одним из проявлений нравственного самосознания и совести индивида.
Понятие самооценки
Формирование способности к самооценке происходит у людей в ходе их социализации. Ребенок осознает себя по мере сознательного усвоения моральных принципов, вырабатываемых обществом. В этом процессе выявляется личное отношение к собственным поступкам благодаря оценкам, которые дают им окружающие.
В морали самооценка и оценка со стороны окружающих взаимосвязаны. Самооценка представляет собой оценки других, которые личность принимает как масштаб собственного поведения. Говоря иначе, это собственная оценка личности, которую человек считает необходимой вывести во всеобщий масштаб. С помощью способности к самооценке ребенок приобретает возможность самостоятельно концентрировать и направлять действия, воспитывая себя.
На основании самопознания у человека происходит выработка определенного эмоционально-ценностного отношения к себе. Оно выражено через самооценку, которая включает оценку своих способностей, поступков и психологических качеств, целей в жизни, возможности их достижения и своего места среди других людей.
Жизнь показывает, что правильная самооценка, в основе которой лежит чувство согласия с собой, обладает в основном неосознанным характером. Обстоятельства, которые сопровождают человеческую жизнь, на самом деле можно определить через фундаментальные убеждения индивида о самом себе.
Самооценка может быть следующих видов:
- Заниженная,
- Завышенная,
- Искаженная,
- Адекватная (нормальная).
В одинаковых ситуациях люди с разным уровнем самооценки способны вести себя абсолютно по-разному. Они предпринимают разные действия, тем самым разным образом воздействуя на развитие событий.
Для низкой самооценки характерно много форм и проявлений. Они включают жалобы и обвинения, поиск виновных лиц, потребность во внимании и одобрении. Все это компенсирует в глазах таких людей самоотрицание и чувство собственного достоинства. Адекватная самооценка собственных способностей и возможностей человеком, как правило, обеспечивает необходимый уровень притязаний, правильное отношение к успехам и неудачам.
Искажение самооценки у умственно отсталых детей
Самооценка умственно отсталых детей в обычных условиях воспитания беспрерывно подвержена резким и контрастным воздействиям. Из-за этого может происходить ее искажение. Так, в семье, пока ребенок маленький, особенно в те периоды, когда обнаруживается определенная болезнь нервной системы, его жалеют. Родители могут радоваться малейшему успеху ребенка, который показывает склонность к высокой оценке самого себя. Также в это время у умственно отсталого ребенка могут возникать высокие притязания к вниманию со стороны взрослого человека, включая его одобрение и ласку.
Когда умственно отсталый ребенок попадает в детские учреждения или в детский коллектив (например, во дворе), то сложившаяся самооценка начинает искажаться. Для младших умственно отсталых школьников присуща неадекватная самооценка, поскольку не сформированы точные и правильные понятия о своих возможностях. Такие дети не имеют возможности критично подойти к оценке своих действий и поступков. Они или завышают чрезмерно, или, напротив, занижают способности и нравственные качества.
Большое значение в этот возрастной период имеет мнение взрослого человека. Если оценка взрослым, без достаточных на то оснований, будет иметь положительный характер, то у умственно отсталого ребенка сформируется завышенная самооценка. Если же действия будет вызывать раздражение и недовольство со стороны окружающих людей, то разовьется искаженная, неправомерно заниженная самооценка.
Особенности притязаний умственно отсталых детей
Ученые в своих исследованиях утверждают, что младшим умственно отсталым школьникам присущ высокий уровень притязаний. Это связано с тем, что они не способны точно оценить свои возможности. Умственно отсталые учащиеся не всегда осознают имеющихся у них отклонений в развитии, считая, что для них доступна любая специальность. Л. С. Выготский писал, что повышенная самооценка — это проявление общей эмоциональной окрашенности оценки и самооценки маленького ребенка. Она показывает общую незрелость личности.
Формирование личностных взаимоотношений и оценки своего положения в коллективе у умственно отсталого школьника в младших классах происходит постепенно. Этот процесс зависит от потребности в социальном общении. Самооценку предопределяют успехи в учебной, игровой и трудовой деятельности. Школьники переходят от полного непонимания положения в коллективе сверстников к более определенным и адекватным позициям.
Специальное исследование, проведенное Р. Б. Стеркиной и направленное на изучение формирования уровня притязаний у умственно отсталых детей, было направлено на два вида деятельности. В учебной деятельности им предлагалось решение арифметических задач, в практической — вырезание разных бумажных фигур. Анализ показал, что развитие уровня притязаний в конкретном виде деятельности будет зависеть от прошлого детского опыта, включая успех или его отсутствие в этих видах деятельности.
В деятельности, которая заранее обрекает ребенка на отсутствие успеха (например, при решении арифметических задач), выбор задач различной сложности происходит формально. У ребенка не было каких-либо стремлений, связанных с достижением успеха в этом виде деятельности.
Результаты таких исследований обладают большим практическим значением для формирования адекватной мотивационной основы любых действия. Особенно это касается видов деятельности, которые предполагают от ребенка приложение определенных усилий воли. Стороны личности в дошкольном периоде у умственно отсталых детей не достаточно развиты. Если ребенок и отвечает на вопросы, которые задают ему для выяснения уровня развития качеств, то делает он это чаще всего бездумно. Для него характерно легкое изменение ответов в зависимости от ситуации.