Интерференция в психологии — это особенность процесса запоминания при обучении, суть которой состоит в ухудшении сохранения заучиваемого материала из-за влияния ранее заученного (интерферирующего) материала.
Понятие интерференции
Интерференция возрастает при росте качества заучивания интерферирующего материала и увеличении его объема. Также она возрастает при повышении степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала.
Категория «интерференция» не используется в бытовом общении. Это обусловлено тем, что она является специализированным термином в сфере научно-медицинских исследований психологии человеческой памяти. Первоначально понятие было введено при исследовании факторов образования ассоциативных связей, которые воздействуют на процесс запоминания различной информации.
Понятие интерференции в современной психологии используется для того, чтобы описать функции памяти в ходе обучения или получения новых знаний и навыков. Его необходимо определить в качестве основы действующих концепций о факторах, которые влияют на способность запоминать и вызывать забывчивость человека.
Если исходить из имеющихся данных, то психология приводит следующее понятие интерференции и интерферирующей деятельности. Она состоит в явлении, в ходе которого осуществляется вытеснение запоминаемого материала. На этот процесс влияет получение новой информации. Наиболее пристально эффект интерференции был исследован в сфере анализа познавательных функций, включающих память, восприятие, внимание и закрепление фактических навыков.
Особенности интерферирующей деятельности
В общем смысле интерферирующая деятельность представляет собой состояние взаимного подавления процессов, которые происходят параллельно в сознании субъекта. Причина этого явления заключается в ограничении концентрации внимания под влиянием внешних и внутренних факторов.
Социальная психология рассматривает интерференцию в качестве конфликта, наступающего между оценками людьми событий окружающей действительности. Это могут быть:
- Противоположные эмоции,
- Приоритеты в жизненных установках,
- Моральные принципы.
Более подробно эффект интерференции был проведен в рамках исследовательских работ в ходе изучения возможностей памяти и способностей приобретать навыки в образовательном процессе.
Одна из базовых концепций, которая объясняет интерферирующую деятельность, представлена трудом И. П. Павлова, посвященным развитию рефлекторных навыков. В соответствии с этим исследованием проводится классификация, в основе которой лежат способности запоминать первичную информацию и сохранять приобретенную позже информацию.
Проактивная интерференция в психологической науке заключается в ухудшении запоминания новых сведений под воздействием уже заученных сведений. Люди испытывают затруднения при усвоении новой информации, так как на процесс сохранения оказывают влияние уже имеющиеся воспоминания.
Усиление состояние происходит при росте объема и осуществлении детализации с целью запоминания первоначально полученных сведений. В некоторых случаях проактивная интерференция будет расти при росте общей или понятийной схожести между материалом, который был прежде знаком или был новым.
Также в психологии выделяют ретроактивную интерференцию. Она представляет собой ослабление сохранности первоначальных данных. Это происходит на фоне получения нового объема сведений. Степень взаимодействия растет при росте объема более поздней информации, которая накладывается на старые воспоминания. При этом происходит искажение или снижение способности к точному воспроизведению.
Объяснение феномена интерферирующей деятельности основано на том допущении, что с течением времени и получением нового материала, старые воспоминания начинают смешиваться с приобретенными. Исследования этого вида деятельности производятся довольно редко.
Кроме рассмотренных видов, психологи рассматривают отдельно селективную интерференцию. Такая деятельность состоит в взаимодействии заученного и нового материала, на усвоение которого должно затрачиваться большее количество времени. Это состояние способно проявляться в качестве задержки с ответом на вопрос. Деятельность здесь обусловлена мнемическими процессами (при влиянии звучания слова на само понятие).
Примером может быть задача по определению цвета букв слова, когда оно представляет собой название некоторого цвета. Проявление селективной интерференции используется при исследовании функций восприятия.
Интерференция навыков
Навык представляет собой последовательность действий, которая выработана обучением или тренировками и доведена до автоматизма. Устойчивость навыка в полной мере зависит от свойств памяти и воспроизведения. Для многих профессиональных сфер деятельности, в которых требуется быстро принимать оптимальное решение, особую роль играет присутствие определенных навыков.
При исследовании и анализе рефлекторной памяти в области усвоения данных ученые выделили отдельно категорию интерференции навыков. Она в большей степени коррелирует с понятием интерферирующей деятельности. В психологии это означает перенос навыков, сохраненных человеком, на новое действие. Базой активации такого действия является сходство признаков навыков, которое вызвано наложением одного умения на другое.
В некоторых ситуациях процесс переключения от привычного навыка к инвертируемому может вызвать трудности в выполнении действий. Это состояние способно указывать на то, происходит ли вытеснение результата под влиянием новых составляющих. Удалось установить, что интерференция навыков в большей степени выражена в случае изменения обычного состояния индивида при:
- Переутомлении,
- Болезни,
- Воздействии алкоголя,
- Применении медикаментов,
- Стрессовых ситуациях (например, дефиците времени, нервном перенапряжении).