Феномен лидерства: основные характеристики, функции, виды
Лидерство - это феномен в социальной психологии, который проявляется в доминировании одних членов группы над другими. Лидер - это, как правило, человек, доминирующий на неформальном уровне межличностных отношений, то есть он может и не обладать официальными полномочиями, однако большинством людей в социальной группе признается его авторитет.
Выделяют следующие характеристики, свойственные для лидеров:
- инициативность и активность в решении задач,
- способность оказывать побуждающее воздействие на других людей,
- способность к поиску нестандартных и креативных путей решений,
- поведение соответствует тем нормам, установкам и ценностям, которые приняты в группе,
- личностные качества лидера являются эталонными для членов данной группы.
Основные функции лидера в группе проявляются в организации жизнедеятельности группы, формировании и поддержании внутригрупповых норм, реализации представительства группы во взаимоотношениях с другими группами, принятии ответственности за групповые решения, формировании внутригруппового микроклимата.
М. Вебер выделяет следующие типы лидерства:
- традиционное - этот тип лидерства характерен для традиционных обществ, в рамках которых лидером становится тот, кто принадлежит к узким социальным кругам, оно основывается на традициях, вере и обычаях
- бюрократическое - этот тип лидерства характерен для индустриальных обществ, в рамках которых лидером становится тот, кто обладает определенными знаниями, навыками и компетенциями, оно основывается на принципе разумности общества и принятых социальных порядках
- харизматическое - это тип лидерства, который характерен для переломных исторических этапов, оно основывается на сверхъестественности и необычности личностных качеств самого лидера.
В управленческой практике выделяют такие типы лидерства как: лидер-организатор, лидер-творец (способен активно разрешать сложные задачи), лидер-борец (толерантен к неизвестности и неопределенности), лидер-дипломат (хорош в коммуникации), лидер-утешитель (поддерживающий, доброжелательный)
Теории лидерства
Исследование феномена лидерства во второй половине 20 века было довольно популярной и актуальной темой. Выделяют следующие подходы к пониманию данного феномена:
- Теория черт - это наиболее ранний подход в исследовании феномена лидерства, который базируется на поиске лидерских качеств, которые отличают «великих» людей от масс. Исследователи были убеждены, что каждый лидер, известный в истории, обладал неким определенным набором характеристик, которые достаточно устойчивые и неизменчивые. Исследователи основной своей задачей ставили поиск и диагностику этих черт, результатом этой работы стали длинные списки личностных качеств: физиологические, психологические, эмоциональные, интеллектуальные, личностные, деловые.
- Факторно-аналитическая теория - это вторая волна теории черт, которая отличается выделением чисто индивидуальных черт личности и поведенческих черт, связанных с достижением поставленных целей. Эти две группы черт могут быть противоположными друг другу в зависимости от ситуации достижения цели: таким образом, взаимодействие индивидуальных черт и поставленных задач образует стиль лидерства. Так развивается ситуационная концепция лидерства
- Ситуационная теория - это теория лидерства, согласно которой лидер - это функция определенной ситуации. Именно ситуация и социальные условия определяют, какой лидер сейчас необходим и детерминируют его поведение. Такая теория предполагает множественность лидерства. И с точки зрения этого подхода, лидерские качества относительны.
- Теория конституентов - это продолжение ситуационной теории, согласно которой лидер определяется через его последователей, роль которых является решающей. Данная теория впервые рассматривает лидерство не через призму одного человека и его качеств или особенностей ситуации, а как феномен взаимодействия.
Особенности интеллекта лидера
В концепции бизнес-лидерства интеллект определяет умственные способности, быстроту мышления, ясность мышления. Интеллект - это способность быстро и эффективно накапливать знания и использовать их в конкретных ситуациях.
Выделяют 3 основных вида интеллекта:
- логический - это способность оперировать абстрактными понятиями, выделять закономерности и причинно-следственные связи,
- вербальный - это способность анализировать словесную информацию, систематизировать ее и воспроизводить в виде словесных форм,
- математический - это способность классифицировать информацию, выделять категории.
В теории бизнес-лидерства существует методика оценки интеллекта - это выделение коэффициентов IQ (intelligence quotient) и EQ (emotional quotient). Коэффициент IQ дает представление о самом характере мышления человека, его способе анализа информации, усвоении и запоминании. Однако для успешной реализации в управленческой среде информации об общем коэффициенте интеллектуального развития недостаточно: большее предпочтение отдается показателям по эмоциональному интеллекту.
Д. Гоулман сформулировал принцип эффективной управленческой работы, согласно которому 85 % управленческой работы определяется эмоциональным интеллектом, а 15 % - общим интеллектуальным развитием.
Эмоциональный интеллект также связан с такими понятиями, как социальный интеллект - совокупность способностей, определяющих успешность межличностного взаимодействия.
Поскольку лидерство - это процесс воздействия лидера на социальную группу или отдельных ее членов, то значимость эмоционального и социального интеллекта здесь будет гораздо выше, чем общего интеллектуального потенциала.
С точки зрения интеллектуальных параметров людей с выраженными лидерскими качествами, можно отметить, что для разных типов лидерства превалируют разные интеллектуальные возможности.
Например, для эмоционального лидера (лидер-утешитель, лидер-дипломат), который активно реализует свои возможности в коммуникации, в межличностных отношениях, чрезвычайно важны его возможности эмоционального и социального интеллекта: способность считывать эмоции других людей, а также свои собственные, способность определять основные мотивы партнеров по общению, чтобы эффективно реализовать коммуникацию. Также для этого важны хорошие показатели по вербальному интеллекту.
Для лидера-творца, важны такие интеллектуальные способности как креативность мышления, нестандартность - это важно для видения принятия решений в таких ситуациях, когда многим кажется, что решения и вовсе нет никакого. Тогда-то лидер и подключает свою способность посмотреть на ситуацию под другим углом и найти верной решение.
Для лидера-организатора важны хорошо развитые общие интеллектуальные способности: умение быстро и эффективно анализировать информацию, делать выводы и формировать какой-то четкий и определенный ответ. Для этого важны хорошие показатели по логическому и математическому интеллекту.