Креативность — это качество, которое отвечает за преобразование информации, имеющейся у человека и порождает бесконечное множество новых моделей мира. Интеллект отвечает за использование данной информации в реальной практике, и, в конечном итоге, за адаптацию к окружающей реальности.
Взгляды психологов на интеллект и креативность
В психологическом знании существует, по крайней мере, 3 точки зрения на взаимоотношения интеллекта и креативности. Такие ученые, как Векслер Д., Айзенк Г., Термен Л., Стенберг Р. рассматривали интеллект и креативность в качестве единой человеческой способности высшего плана. Дружинин В. Н. характеризовал данную точку зрения «как редукцию креативности к интеллекту». В этой ситуации говорится не просто о том, что это единая способность, а о том, что творчество является производным от интеллекта.
Высокий интеллект, по мнению одной группы исследователей, представлен высокими творческими способностями. При низком интеллекте невозможно никакого творчества. Айзенк полагал, что нет необходимости определять креативность в качестве отдельной способности. Способность к любым видам творчества (научному, художественному) обеспечена, в первую очередь, высокими значениями общего интеллект. Этот исследователь по-своему был прав, вероятно, имея перед собой яркий пример – самого себя.
Кроме Айзенка и его последователей есть большое число эмпирических данных, которые подтверждают единство интеллекта и творчества. Термен Л. в 1921 году начинает длительное лонгитюдное исследование, исследуя жизненный путь юных интеллектуалов. Из школ Калифорнии отобрали примерно 1500 младших школьников, которые отличались от своих одноклассников высоким IQ (свыше 135). Из менее умных детей в классах сформировали контрольную выборку. По прошествии пяти, одиннадцати, тридцати и шестидесяти лет каждый раз оценивали уровень достижений интеллектуалов и их контрольных собратьев, оценивая вместе с тем творческие достижения.
Так, к началу 50-х годов люди из первой группы опубликовали более 60 книг, получили 150 патентов на изобретения. Некоторые из них стали докторами философии и медицины. 47 людей вошли в справочник «Лучшие люди Америки» за 1949 год и т.д. Люди из второй группы также достигли некоторых успехов, но их оценили в тридцать раз ниже (реже).
В целом интеллект представляет собой общую успешность адаптации индивида к новым ситуациям. Это происходит с помощью решения задач во внутреннем плане действия («в уме») при наличии доминирующей роли сознания над бессознательным.
Соотношение интеллекта креативности
Часть ученых категорично противопоставляла интеллект креативности, подтверждая их абсолютную несводимость. Они рассматривали творчество не как адаптацию к миру, а его преобразование. В качестве причины творчества выступает дезадаптация личности и ее неприспособленность к окружающему природному и социальному миру.
Вильчек В. М. видел глубинную причину любого человеческого творчества как первичное изначальное отчуждение индивида от природы и мира в целом. Именно человек, который дезадаптирован и неприспособлен к окружающей реальности, начинает творить. В глубине души он надеется с помощью творчества преодолеть отчуждение.
Адлер А. рассматривал творчество в качестве средства компенсации открытого им самим комплекса неполноценности. Эмпирические исследования показывают, что творчески одаренные дети, как правило, могут переживать серьезные проблемы в личной и эмоциональных сфере. Они не способны находить друзей, считаются изгоями в школе, подвергаются насмешкам сверстников и др. У многих из них уровень реальных достижений (например, школьная успеваемость) ниже, чем их реальные возможности. Это еще сильнее ухудшает их самочувствие.
Первый ученый, который противопоставлял креативность и интеллект, — это Гилфорд Дж., опиравшийся на свою собственную теорию двух видов мышления. Он рассматривал:
- Конвергентное мышление (мышление), направленное на анализ всех имеющихся способов решения задачи для выбора единственно верного (является основой интеллекта);
- Дивергентное мышление, которое идет одновременно во многих направлениях и концентрируется на порождении множества разных вариантов решения задачи (является основой креативности).
Дружинин В. Н. рассматривал также интеллект и креативность в качестве двух разных общих способностей, связывая их существование с процессами переработки информации. Креативность, по его мнению, несет ответственность за преобразование информации и формирование бесконечного множества новых моделей мира. Интеллект несет ответственность за ее применение в реальности.
Третья точка зрения касается соотношения интеллекта и креативности. Она называется примиряющей. Ее последователи попытались сгладить непримиримость двух теорий и точек зрения. Интеллект и креативность они рассматривали как разные факторы, но в то же время, предполагая определенную взаимосвязь между ними.
Личностно ориентированные психологи (Маслоу А., Богоявленская Д. Б. и др.) считали, что творческих способностей нет как таковых, а в целом творческую активность больше определяют особенными чертами личности (любознательность, рискованность), чем способностями. Тем не менее, для проявления подобной активности требуется высокая степень интеллектуальной одаренности.
Наиболее разработанная модель этого плана — концепция «интеллектуального порога. Торренс Е. считал, что при низких и средних значениях IQ интеллект и креативность (до 115-120) начинают выступать в качестве единого фактора. Таким образом, люди с низким интеллектом не наделены креативностью, а люди со средним интеллектом имеют среднюю креативность. Лишь при IQ свыше 120 интеллект и креативность могут стать независимыми факторами. По этой причине рассматриваются интеллектуалы с едва заметными творческими способностями и интеллектуалы с высочайшей креативностью.