Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Индивидуальная стресс-резистентность и надежность деятельности персонала

Все предметы / Психология / Индивидуальная стресс-резистентность и надежность деятельности персонала

Сущность индивидуальной стресс-резистентности сотрудника

Определение 1

Индивидуальная стресс-резистентность (стрессоустойчивость) – это совокупность личностных качеств сотрудника, позволяющих ему переносить значительные волевые, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки (перегрузки), которые обусловлены особенностями его профессиональной деятельности, без особых негативных последствий для деятельности окружающих людей и собственного здоровья.

Индивидуальная стресс-резистентность является непостоянным качеством, в этой связи, его необходимо систематических тренировать с целью повышения и развития. Достигается это посредством ежедневных тренингов и психотренингов.

Вместе с тем чрезмерная стресс-резистентность, а именно искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, может привести к развитию у человека черствости и безразличия. Все это может негативно отразиться на профессиональной деятельности сотрудника.

Важной стороной стресс-резистентности сотрудника является его способность не только сохранять, но и посредством усилия воли повышать собственные показатели профессиональной продуктивности, вне зависимости от окружающих условий.

Замечание 1

Таким образом, стресс-резистентность представляет собой умение мобилизовать свои силы, с целью качественного выполнения возложенных на сотрудника обязанностей.

Профессиональный стресс

В настоящее время отмечается возрастающий интерес со стороны исследователей к профессиональному стрессу и развитию у сотрудников стресс-резистентности. Обусловлено это тем, то стресс, в профессиональной деятельности персонала организации, является важнейшей проблемой, оказывающей негативное воздействие на деятельность предприятия.

Принято выделять несколько типов профессионального стресса, которые достаточно хорошо изучены и описаны исследователями:

  • ролевая неопределенность;
  • рабочая перегрузка (физическая или интеллектуальная);
  • психическое перенапряжение;
  • психосоматические расстройства;
  • неблагоприятные поведенческие последствия.

Готовые работы на аналогичную тему

Для преодоления данных видов профессионального стресса и развития у сотрудников индивидуальной стресс-резистентности, используются следующие методы:

  1. рационализация рабочего дня;
  2. планирование работы в соответствии с физическими возможностями сотрудника;
  3. чередование разных типов работы (интенсивная, спокойная и т.д.).

Помимо того, необходимо:

  • «не затягивать» рабочий день;
  • быть готовым к любым неожиданностям;
  • уделять внимание занятиям спортом, активному отдыху и т.д.;
  • делать перерывы в работе (физкультминутки, разминки и т.д.);
  • заниматься любимым делом в свободное от работы время (хобби);
  • активно отдыхать в выходные и отпускные дни;
  • научится предчувствовать приближение стрессовых ситуаций.

Надежность деятельности персонала

Определение 2

Надежность деятельность сотрудника – это один из важнейших компонентов профессиональной пригодности сотрудника организации.

Сотрудник, обладающий таким качеством, сохраняет лояльность и нравственную устойчивость по отношению к организации, в которой осуществляет свою профессиональную деятельность. Важно отметить, что сам процесс работы в организации доставляет сотруднику удовольствие и имеет для него высокую мотивационную значимость. Потеря работы для «надежного» сотрудника оценивается как серьезная жизненная неудача.

Замечание 2

Надежность сотрудника организации не является заданным «раз и навсегда» качеством, она представляет собой комплексное свойство, которое может быть изменено под воздействием разнообразных ситуаций.

Психологическая характеристика человека, который может быть отнесен к слабо надежным сотрудникам организации:

  1. Пренебрежение и даже некоторое презрение общепризнанных норм и принципов. Несмотря на то, что человек знает общепризнанные правила поведения, он их не соблюдает, а при выполнении возложенных на него профессиональных обязанностей целенаправленно нарушает. Например, человек знает, что нельзя красть и обманывать, но при этом, выполняя свои профессиональные обязанности, может «погрязнуть» в коррупции, не считая это чем-то преступным или зазорным.

  2. Индивидуальная направленность личности, нежелание или неумение работать в коллективе, устойчивое желание противопоставлять себя коллегам, считать себя умнее и профессиональнее остальных сотрудников организации. Проявляется это в низкой привязанности к коллективу и организации, отсутствии у сотрудника корпоративного духа.

  3. Завышенная самооценка и завышенные представления о своих профессиональных качествах. Сотрудник с такими качествами, отличается непомерным тщеславием, завистливостью, излишней амбициозностью. Для него важна только карьера, при этом его карьерные притязания противоречат реальным возможностям и способностям сотрудника как профессионала.

  4. Отрицательные личностные качества, которые характеризуются излишней психопатией, проявляющейся в форме мстительности, злопамятности и повышенной обидчивости. Такой сотрудник очень тяжело переносит критику, долго «отходит» от конфликтов.

  5. Личностная незрелость (инфантилизм) – характеризуется отсутствием самостоятельности действий и суждений, сотрудник ориентирован на коллег, в связи с чем, стремится переложить на них ответственность за принятие решений. Таким сотрудникам не хватает самоорганизации, они не способны распланировать собственный рабочий день, соотнести свои возможности с профессиональными задачами.

  6. Импульсивность, которая является доминирующей в поведении. Сотрудник отличается вспыльчивостью, он подвластен своим чувствам и эмоциям, не способен принимать рациональные решения, предварительно обдумывать свои слова и поступки.

  7. Наличие связи данного человека с кем-либо из представителей конкурирующих фирм. Это очень опасный фактор, поскольку наиболее значительный ущерб в условиях жесткой конкуренции могут нанести именно те, кто могут быть специально внедрены конкурентами в компанию для выяснения информации о положении дел в ней «изнутри» или использован иным образом благодаря родственным или другим близким связям.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Николаевна Логиновская

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис