Сущность индивидуальной стресс-резистентности сотрудника
Индивидуальная стресс-резистентность (стрессоустойчивость) – это совокупность личностных качеств сотрудника, позволяющих ему переносить значительные волевые, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки (перегрузки), которые обусловлены особенностями его профессиональной деятельности, без особых негативных последствий для деятельности окружающих людей и собственного здоровья.
Индивидуальная стресс-резистентность является непостоянным качеством, в этой связи, его необходимо систематических тренировать с целью повышения и развития. Достигается это посредством ежедневных тренингов и психотренингов.
Вместе с тем чрезмерная стресс-резистентность, а именно искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, может привести к развитию у человека черствости и безразличия. Все это может негативно отразиться на профессиональной деятельности сотрудника.
Важной стороной стресс-резистентности сотрудника является его способность не только сохранять, но и посредством усилия воли повышать собственные показатели профессиональной продуктивности, вне зависимости от окружающих условий.
Таким образом, стресс-резистентность представляет собой умение мобилизовать свои силы, с целью качественного выполнения возложенных на сотрудника обязанностей.
Профессиональный стресс
В настоящее время отмечается возрастающий интерес со стороны исследователей к профессиональному стрессу и развитию у сотрудников стресс-резистентности. Обусловлено это тем, то стресс, в профессиональной деятельности персонала организации, является важнейшей проблемой, оказывающей негативное воздействие на деятельность предприятия.
Принято выделять несколько типов профессионального стресса, которые достаточно хорошо изучены и описаны исследователями:
- ролевая неопределенность;
- рабочая перегрузка (физическая или интеллектуальная);
- психическое перенапряжение;
- психосоматические расстройства;
- неблагоприятные поведенческие последствия.
Для преодоления данных видов профессионального стресса и развития у сотрудников индивидуальной стресс-резистентности, используются следующие методы:
- рационализация рабочего дня;
- планирование работы в соответствии с физическими возможностями сотрудника;
- чередование разных типов работы (интенсивная, спокойная и т.д.).
Помимо того, необходимо:
- «не затягивать» рабочий день;
- быть готовым к любым неожиданностям;
- уделять внимание занятиям спортом, активному отдыху и т.д.;
- делать перерывы в работе (физкультминутки, разминки и т.д.);
- заниматься любимым делом в свободное от работы время (хобби);
- активно отдыхать в выходные и отпускные дни;
- научится предчувствовать приближение стрессовых ситуаций.
Надежность деятельности персонала
Надежность деятельность сотрудника – это один из важнейших компонентов профессиональной пригодности сотрудника организации.
Сотрудник, обладающий таким качеством, сохраняет лояльность и нравственную устойчивость по отношению к организации, в которой осуществляет свою профессиональную деятельность. Важно отметить, что сам процесс работы в организации доставляет сотруднику удовольствие и имеет для него высокую мотивационную значимость. Потеря работы для «надежного» сотрудника оценивается как серьезная жизненная неудача.
Надежность сотрудника организации не является заданным «раз и навсегда» качеством, она представляет собой комплексное свойство, которое может быть изменено под воздействием разнообразных ситуаций.
Психологическая характеристика человека, который может быть отнесен к слабо надежным сотрудникам организации:
Пренебрежение и даже некоторое презрение общепризнанных норм и принципов. Несмотря на то, что человек знает общепризнанные правила поведения, он их не соблюдает, а при выполнении возложенных на него профессиональных обязанностей целенаправленно нарушает. Например, человек знает, что нельзя красть и обманывать, но при этом, выполняя свои профессиональные обязанности, может «погрязнуть» в коррупции, не считая это чем-то преступным или зазорным.
Индивидуальная направленность личности, нежелание или неумение работать в коллективе, устойчивое желание противопоставлять себя коллегам, считать себя умнее и профессиональнее остальных сотрудников организации. Проявляется это в низкой привязанности к коллективу и организации, отсутствии у сотрудника корпоративного духа.
Завышенная самооценка и завышенные представления о своих профессиональных качествах. Сотрудник с такими качествами, отличается непомерным тщеславием, завистливостью, излишней амбициозностью. Для него важна только карьера, при этом его карьерные притязания противоречат реальным возможностям и способностям сотрудника как профессионала.
Отрицательные личностные качества, которые характеризуются излишней психопатией, проявляющейся в форме мстительности, злопамятности и повышенной обидчивости. Такой сотрудник очень тяжело переносит критику, долго «отходит» от конфликтов.
Личностная незрелость (инфантилизм) – характеризуется отсутствием самостоятельности действий и суждений, сотрудник ориентирован на коллег, в связи с чем, стремится переложить на них ответственность за принятие решений. Таким сотрудникам не хватает самоорганизации, они не способны распланировать собственный рабочий день, соотнести свои возможности с профессиональными задачами.
Импульсивность, которая является доминирующей в поведении. Сотрудник отличается вспыльчивостью, он подвластен своим чувствам и эмоциям, не способен принимать рациональные решения, предварительно обдумывать свои слова и поступки.
Наличие связи данного человека с кем-либо из представителей конкурирующих фирм. Это очень опасный фактор, поскольку наиболее значительный ущерб в условиях жесткой конкуренции могут нанести именно те, кто могут быть специально внедрены конкурентами в компанию для выяснения информации о положении дел в ней «изнутри» или использован иным образом благодаря родственным или другим близким связям.