Девиантное поведение
Девиантное поведение – это социальное поведение, отклоняющееся от норм, принятых в данном обществе.
Девиантное поведение, как уточняет социолог И. С. Кон, рассматривается как система поступков, отклоняющихся от норм психического здоровья, права, культуры, морали.
Любая девиация ведет к нарушению психической, социальной, социально-психологической, средовой адаптации. Девиантное поведение детей не только обращает на себя внимание, но и очень настораживает, потому что является истоками будущих проступков, нравственных, социальных нарушений, правовых норм, требований закона.
Девиантное поведение – это потенциальная угроза субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям и в целом обществу. Индивидуальная программа имеет профилактическую цель и направлена на предупреждение отклоняющегося поведения подростка.
Социальные проблемы, существующие в стране, такие как наркомания, бродяжничество, алкоголизм, агрессивность, требуют действий по защите подростков и их будущего. Даже при нормальном течении подросткового кризиса от взрослых требуется пристальное внимание, поэтому задача педагогов оказать помощь подростку, научить его правильно оценивать ту или иную ситуацию и правильно на неё реагировать.
Та система мероприятий профилактики девиантного поведения, которая существует сегодня, оказывается не совсем эффективной. Причины этого состоят в том, что:
- существует приоритет учебных заведений в работе с детьми;
- конкретные технологии профилактической работы имеют низкую доступность для практических работников;
- помощь «трудным» детям оказывается в основном педагогами-энтузиастами;
- отсутствие системы и последовательности в реализации реабилитационных и профилактических мер.
Большая эффективность профилактических мер может быть достигнута при выявлении адекватности применяемых мер, в основе которых должен лежать социально-педагогический мониторинг, а также научно-методическое оснащение взаимодействия школы, семьи, социальных институтов, занимающихся организацией этой работы.
Специалисты выделяют две категории девиантного поведения – девиантное поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, т.е. явная или скрытая психопатология и антисоциальное поведение, нарушающее социальные, правовые, культурные нормы.
Все подростковые отклонения в поведении имеют свои причины, среди которых социально-педагогическая запущенность и неправильное поведение подростков является следствием невоспитанности, отсутствием у них позитивных знаний, умений, навыков.
Рисунок 1. Причины девиантного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психологический дискомфорт, как следствие неблагополучных отношений в семье, отсутствие успехов в школе, сложные взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями. Также сказываются отклонения в психологическом и физическом здоровье, возрастные кризисы и др. Свою роль играет и отсутствие условий для самовыражения, незанятость подростков, отсутствие личностных жизненных планов и целей, безнадзорность и отрицательное влияние окружающей среды. На этой основе развивается социально-психологическая дезадаптация, а социальные и личностные ценности смещаются с позитивных на негативные.
Программа индивидуальной работы по профилактике девиантного поведения ребенка
Все программы индивидуальной работы по профилактике девиантного поведения имеют свою цель и задачи. Цель таких программ направлена на то, чтобы расширить для ребенка безопасное пространство, корректировать семейные отношения, формировать у родителей позицию доверия к тому учреждению, где находится подросток, создание механизма работы по снижению уровня преступности среди подростков.
Программные задачи заключаются в том, чтобы:
- своевременно оказать подростку психолого-педагогическую поддержку;
- формировать модели здорового образа жизни, дающие возможность реализации личностного потенциала;
- оказывать помощь в повышении психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
- помочь подросткам осознать возможные последствия девиантного поведения;
- сформировать мотивацию на обучение, личностное развитие, трудоустройство;
- способствовать стремлению подростков к здоровому образу жизни.
Процесс перевоспитания при коррекции личности девиантного подростка имеет свои функции – воспитательную, компенсаторную, стимулирующую, корректирующую.
Воспитательная функция предполагает восстановление тех положительных качеств, которыми обладал подросток до девиантности. Данная функция обращает подростка к его памяти добрых дел.
Компенсаторная функция помогает подростку формировать стремление компенсировать какой-либо социальный недостаток, усиливая ту область, где подросток может добиться успеха, реализовать свои возможности и самоутвердиться.
Что касается стимулирующей функции, то она помогает активизировать положительную социально полезную деятельность и осуществляется через заинтересованное, эмоциональное отношение к личности подростка и его поступкам.
Суть корректирующей функции заключается в исправлении отрицательных качеств подростка с помощью методик, направленных на то, чтобы корректировать мотивацию, ценностные ориентации, установки, поведение.
Индивидуальная программа, как правило, рассчитана на взаимодействие психолога, воспитателя, социального работника.
Работа по программе имеет свои направления – эмоциональная сфера и её развитие, общение и самооценка, семейные ценности и развитие творческих способностей, здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек, внушаемость и мотивация на учебу. Каждое направление обеспечивается ролевыми играми, беседами, психологическими тренингами.
Программа рассчитана на 33 занятия, по 40-60 минут один раз в неделю. Форма проведения занятий групповая, а возраст её участников от 10-14 лет и от 15-18 лет.
В программе выделяют три этапа: первый - разминка, в результате которой подростки настраиваются на контакт друг с другом и активную работу, второй этап имеет коррекционно-профилактическую направленность, с использованием игр, бесед, лекций, третий последний этап ставит задачу высказать свое мнение и закрепить положительный эффект.
Особенности девиантного поведения подростков
Нормы и ценности формируются в подростковом возрасте, в это же время происходит переосмысление жизненного пути. Подросток активно отстаивает свои интересы, часто не совпадающие с требованиями взрослых.
В переходном возрасте подросток сталкивается с ранее незнакомыми ситуациями, которые требуют ответственного и серьезного выбора.
Тему подросткового возраста подробно рассматривал Л.С. Выготский и обосновал периодизацию развития личности подростка, завершающуюся кризисом 17 лет. Идеи Выготского продолжил Д.Б. Эльконин, предложивший иной взгляд на развитие психики ребенка. Суть его подхода в том, что он каждый кризисный период определяет социальной ситуацией развития, основными психическими образованиями и ведущим типом деятельности.
Эльконин считает, что переход от одного этапа к другому зависит от качества взаимодействия личности с обществом. Психическое развитие, по мнению ученого, осуществляется в результате плавного изменения ведущего типа деятельности. Каждый новый этап расширяет рамки возможностей ребенка и проверяет границы дозволенного. Общение со сверстниками в переходном возрасте становится острой потребностью и необходимостью.
Довольно часто подростковый возраст описывается как бесцеремонный и категоричный, а авторитет взрослых незначительный. Не получая в этот момент поддержки, у подростка развивается чувство неполноценности, что ведет к более серьезным последствиям.
В это время подросток более всего склонен к девиантному поведению, как явлению подражания взрослым – курению, особому лексикону, употреблению алкоголя.
Завышенная самооценка и объективная внешняя оценка социума являются ещё одной причиной появления девиаций в поведении. Может быть и наоборот – заниженная самооценка и высокий уровень притязаний.
Агрессивное поведение в обоих случаях будет реакцией на внешнюю оценку. Если эта реакция повторяется часто, то может привести к формированию девиантного поведения.
Предрасположенностью подростка к девиации является и стиль семейного воспитания. Так, например, авторитарный и либеральный стили не формируют в достаточной степени самоконтроль, что может стать катализатором девиантного поведения в будущем.
На каждом этапе развития личности именно семья играет ключевую роль и остается важной составляющей в определении поведения подростка.
Сложным, но уместным объяснением возникновения девиантного поведения является «расколотая» структура самосознания, состоящего их двух «Я».
Одно «Я» внешнее – защитно-идеализированное, а другое глубинное и неэффективное. Эти «Я» четко разделены в сознании подростка, с преобладанием «Я» внешнего.