Сущность имплицитной теории личности
Имплицитная теория личности (ИТЛ) – это психологическая концепция, которая описывает конкретные закономерности и предубеждения, используемые человеком при формировании впечатлений.
Это житейские представления человека о ком-то, которые формируются стихийно и не осознаваемо.
Исследования в этой области относятся к довольно самостоятельной ветви психологии, их ценность заключается в том, что в них разрабатывается математический аппарат, который позволяет одновременно учитывать влияние большого количества переменных.
Для изучения имплицитных теорий личности применяется несколько методик, среди которых наибольшую известность имеют две – это метод личностного семантического дифференциала (ЛСД) Ч. Осгуда и тест личностных конструктов (ТЛК).
Отличительные особенности этих методик заключаются в том, что в первой методике оцениваемые черты человека задаются экспериментатором, а в тесте испытуемый сам называет те качества, по которым идет сравнение оцениваемых людей. Тест личностных конструктов (ТЛК) доступен испытуемым с большим активным словарным запасом.
Существует два источника порождения ИТЛ общественной практикой. Первый источник связан с психологическими теориями личности. Примером является устаревшая теория физиогномики, суть которой заключалась в наличии связи между определенным типом личности и конструкционным строением его тела. Такие устаревшие подходы к оценке личностных особенностей сохраняются и сегодня и, более того, у людей, изучающих основы научной педагогики и психологии.
Также источником порождения новых имплицитных теорий личности (ИТЛ) является изменение взглядов на какие-либо общественные явления, например, сегодня, совершенно другое отношение к понятию «предприниматель».
Неправильные обобщения способствуют формированию неадекватных ИТЛ. Так, при обобщении небольшого количества случаев, человек может сделать вывод о закономерной связи между какими-то психическими свойствами, сопутствующих друг другу непостоянно.
Например, встретившись несколько раз с интеллектуальными людьми, которые отличались аккуратностью, можно сделать вывод о том, что для всех интеллектуалов характерно это качество.
Авторитетные люди являются ещё одним источником неадекватных представлений о человеке, хотя они могут быть источником и правильных представлений.
Научная психология в значительной степени бы выиграла, если бы сумела развести свои теории и иррациональные представления.
Имплицитные социальные теории
Оказывается, что человек создает не только имплицитные теории личности и указывает в них личностные черты, но, также создает и имплицитные социальные теории, где между собой увязывает определенные социальные события, т.е. выявляет причинно-следственные связи.
В принципе, каждый человек имеет представления о взаимосвязях социальных событий, что и зачем должно следовать, какие причины вызывают разнообразные следствия. Подобные теории называют расхожей мудростью, например, существует убеждение, что с преступностью можно покончить только беспощадной жестокостью – это есть расхожая мудрость.
Пример говорит о том, что имплицитные социальные теории, как и научные теории, пытаются определить причинно-следственные связи, а это делает их похожими. Однако различия между ними, естественно, существуют, во-первых, это отсутствие четких формулировок в имплицитных социальных теориях, отсюда они расплывчаты и неопределенны. Расхожая мудрость является следствием неверных сведений или просто заблуждений.
Во-вторых, в основании формализованных социальных теорий лежит строгая логика, с помощью специальных процедур они подвергаются проверке в отличие от имплицитных теорий, основанных на случайных наблюдениях.
Д. Келли, говоря о поведении человека, на которого влияние оказывают имплицитные теории, считает, что человек воспринимает мир при помощи простых шаблонов, схем, ясных образов, которые сам же и создает. Эти шаблоны и понятные образцы Келли назвал «конструктами», а человек, интерпретируя какое-нибудь явление, пытается втолкнуть окружающий социальный мир в эти, знакомые ему, схемы.
С одной стороны, конструкт является способом истолкования мира, его постижения, а с другой стороны – возникает поведение, соответствующее этому истолкованию.
Поведение человека предопределено его интерпретацией окружающего социального мира и, как считает Келли, человек действует вроде стихийного ученого, создавая собственные конструкты и пытаясь предугадать события.
Человек желает быть абсолютно уверенным в системе своих конструктов, поэтому он интересуется информацией, подтверждающей его взгляд на мир, а т.к. абсолютной и объективной истины не существует, то научные теории не имеют преимуществ перед имплицитными теориями, считает Келли.
Таким образом, позиция Келли сводится к следующему: не важно, как человеку видится то или иное событие, важно то, как он его лично воспринимает, как это событие встроено в систему его конструктов.
Эмпатия, аттракция, идентификация
Без определенных психологических механизмов невозможно восприятие и понимание человека человеком. Эти механизмы объединили в группу, куда вошли:
- эмпатия,
- аттракция,
- идентификация.
В переводе на русский язык «идентификация» означает уподобление себя другому – человек пытается понять другого, поставив себя на его место через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам. Всем известно такое выражение – «побывали бы вы на моем месте», его употребляют тогда, когда человека неправильно понимают. Данное выражение приглашает включить психологические механизмы идентификации. Интересно, что подобные выражения есть у разных народов.
Идентификация связана с эмпатией, которую можно назвать особым способом понимания другого. Речь идет не об эмоциональном вчувствовании, а не о рациональном осмыслении проблем. Обычно переживания людей не остаются незамеченными, это основа содействия и помощи друг другу. Эмоциональный отклик дает возможность понять состояние другого человека. В ряде случаев эмпатия может носить избирательный характер, когда эмоциональный отклик возникает в отношении близкого и значимого человека.
В основе эмпатии лежит умение правильно представлять, что происходит внутри другого, представлять его переживания, его оценку окружающему миру. Благодаря эмпатии человек способен чувствовать тревогу, ликование, огорчение, разочарование.
Выше эмпатия будет у того человека, который способен увидеть глазами других одно и тоже событие, и насколько он допускает право на существование разных точек зрения.
Эмпатия связана с ростом жизненного опыта – пожилые люди лучше понимают, что испытывает человек в сложной ситуации, нежели, например, подростки.
Эмпатия и идентификация имеют схожие механизмы, которые заключаются в умении поставить себя на место другого человека и посмотреть на ситуацию с его позиций. Однако это совсем не означает полного отождествления с этим человеком – просто принимаются к сведению особенности его поступков, привычек, к которым можно относиться с сочувствием, но поступать совсем по-другому. Эмпатия высшей формы характеризует нравственную сущность человека.
В дословном переводе аттракция означает привлекать, притягивать. Это такая форма познания другого человека, в основе которой лежит положительное к нему чувство. Это может быть просто симпатия или сильная любовь, включая все промежуточные чувства.
Положительные чувства могут возникнуть в результате внешнего или внутреннего сходства партнеров по общению. Например, подростки лучше понимают друг друга, чем взрослые их окружающие, или водитель междугородного автобуса быстрее поймет водителя большегрузного автомобиля, нежели мотоциклиста.