Мышление как высший познавательный процесс
Мышление - это высший познавательный процесс, способствующий опосредованному и обобщенному отражению связей и отношений объектов и явлений.
Мышление интегрирует все исходные психические процессы: ощущения, восприятие, представления. Именно благодаря органам чувств в наш мозг поступает информация, которая подвергается анализу и переработке. Именно мышление и отвечает за эту переработку. Анализируя связи и отношения между объектами и явлениями, человек познает мир и преобразует его таким образом.
Основные фазы мыслительного процесса можно определить следующим образом:
- Постановка проблемы: перед субъектом возникает конфликтно значимая ситуация. Как правило, осознание проблемности ситуации начинается с чувства удивления, ощущения чего-то нетипичного и необычного. Именно это чувство и запускает механизм постановки проблемы. Возникает вопрос: «Что это?»
- Затем человек начинает выдвигать различные гипотезы о том, в чем может быть сущность проблемной ситуации и способах ее разрешения. Возникает вопрос: «А почему так, и что с этим делать?».
- Гипотеза реализуется.
- В результате ее реализации проблема либо разрешается, и человек фиксирует данный опыт, либо проблема не решается, и человек возвращается на начальные стадии для уточнения всех исходных данных и постановки новых гипотез с их последующей проверкой.
Развитие мышление в онтогенезе
Онтогенез - это индивидуальное развитие человека. Соответственно, онтогенез мышление - это процесс развития основных мыслительных операций, начиная с момента рождения человека до момента достижения зрелости развития этих функций.
В психологии развития отмечают, что наиболее пиковым моментом в онтогенезе развития мышления является возраст 12-14 лет, а возраст зрелости мыслительных операций достигается в районе 23-25 лет.
Так или иначе, развитие мышления связывают с развитием основных познавательных механизмов, и здесь выделяется следующая классификация:
- сравнение - это первая операция, которую осваивает ребенок. Для того, чтобы осуществить механизм сравнения, ребенок должен научиться выделять существенные признаки объектов. Наиболее типичными способом выявления сформированности данной операции является сериационный ряд - это последовательность объектов одного типа, но с различиями по длине или размеру.
- анализ и синтез: анализ - это расчленеие объекта на составные части, а синтез - сборка отдельных элементов в некую целостность
- обобщение и конкретизация: обобщение - это проявление понятийного мышления, высшей формы интеллектуальной деятельности
Данные операции находятся в едином "ансамбле", то есть они взаимосвязаны и неразделимы. Более того, все эти операции являются производными исходной операции мышления - опосредования.
Касательно онтогенеза мышления, выделяют несколько стадий его развития:
- наглядно-действенное - данный вид характерен для первых 1,5 лет жизни ребенка. Основные объекты, на которые направлено мышление - это реальные предметы в окружающей среде. На данном этапе ребенок мыслит через действия: он ползает везде, исследует внешнюю среду, трогает различные предметы, манипулирует ими. Таким образом, на этом этапе интеллектуальные операции развиваются за счет усложнения двигательных актов, перехода от врожденных рефлексов к более скоординированным актам. Важным образованием данного периода является формирование у ребенка схемы объектов и способов взаимодействия с ними.
- наглядно-образное - данный вид характерен для периода от 1,5 до 7 лет. Основной объект мышления - образы представлений, памяти и воображения. На данном этапе имеющиеся схемы интериоризируются и трансформируются в конкретные представления об объектах и способах взаимодействия с ними: ребенок уже может из ряда объектов выбрать предметы одного типа. Перевод схемы в образ достигает за счет развития речи ребенка в данный период: активизируется символическая функция психики (через слова).
- понятийное (словесно-логическое) - данный вид характерен для периода от 7 до 12 лет. Понятийное мышление является высшей формой мышления, поскольку оно позволяет выходить на уровень абстракций. На данном этапе ребенок уже переходит от стадии конкретных операций к формальным операциям. Это связано с преобладанием у ребенка такой ведущей активности, как исследовательская: ребенок узнает о многообразие явлений, объектов и связей между ними, расширяет свой понятийный аппарат.
Игровые способы развития мышления
Возраст 5-6 лет - это период развития наглядно-образного мышления. На данном этапе мыслительные операции ребенка отличаются конкретностью, эгоцентричностью (то есть ограничены непосредственным опытом ребенка), необратимостью (сложностью реализовать пару операций: анализ и синтез, например) и наглядностью (дети при формировании выводов ориентируются на единичные и очень яркие случаи). Вследствие этого могут возникать трудности с классификацией объектов, определением существенных характеристик.
Игровой способ развития мышления у детей 5-6 лет является наиболее актуальным, поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Соответственно, развитие посредством данного канала будет наиболее успешным.
В данном возрасте можно развивать операции анализа-синтеза: например, можно предложить ребенку карточку, на которой нарисовано 6 кругов, которые ему нужно закрасить так, чтобы и закрашенных и не закрашенных кружков было равное количество.
Помимо того, данные операции можно развивать через упражнения, в которых необходимо собрать что-то из частей: ребенку предлагаются элементы целостной конструкции, используя которые ему нужно ее воссоздать.
Также можно, используя простые геометрические фигуры (треугольники, квадраты, ромбы и т.д.) создавать орнаменты на бумаге: ребенок будет анализировать, какие фигуры лучше подходят друг к другу, и синтезировать впоследствии целостный орнамент. Можно делать это упражнение под диктовку взрослого: так ребенок будет еще и развивать внутреннюю речь.
Хорошими упражнениями являются задания на группировку: ребенку даются изображения с разными объектами, которые ребенок может сгруппировать по какому-либо признаку.
Также для данного возраста являются развивающими упражнения на воображение и упражнения логического характера. Например, можно играть с ребенком в игры: "Из чего сделано" (стул, ложка и т. п.), "Что бывает...?"(кислое, круглое и т. п.), "Быстро назови все, что ...."(ездит, плавает и т. п.). Можно давать задания из разряда: закончить предложения. Например, "Сахар сладкий, а соль...".