Иван Михайлович Сеченов — это российский ученый и мыслитель, являющийся материалистом и создателем физиологической школы. Его классический труд «Рефлексы головного мозга» (1866 год) дает обоснование рефлекторной природе сознательной и бессознательной деятельности. В нем ученый обосновывает, что основа психических явлений представлена физиологическими процессами, которые можно исследовать с помощью объективных методов.
Вклад Сеченова в медицинскую психологию
Сеченов с детства увлекался чтением философской и психологической литературы. Данное увлечение было мотивировано не любознательностью или стремлением быть в курсе общего умственного движения той эпохи - Сеченов имел совершенно определенный программный замысел создать психологию, которую впоследствии он назвал медицинской. Медицинская психология предназначалась для врачей, а Сеченов стремился внедрить психологию в медицинские школы.
Сеченов в своей концепции медицинской психофизиологии обосновал, по какой причине психологические знания требуются в работе врачей. Он утверждал, что любую болезнь тела сопровождает определенное психическое расстройство, начиная от изменения в настроении. Врачам неизбежно приходится становиться экспертами в отношении не только телесных, но и душевных состояний. Идея ученого состояла в том, что психология, взяв за базу физиологию головного мозга, должна быть опорой психиатрии.
Сеченов рассматривал вопрос о том, способны ли врачи подходить ко всем психическим проблемам с такой же естественнонаучной позиции, с какой они принимают свои решения о вмешательстве в телесный механизм, ведь без наличия психологического образования, специалист руководствуется лишь собственной интуицией или здравым смыслом.
Психология представляет собой результат вековых усилий многих исследователей, и определяет правила для анализа и оценки психических явлений. В подходе к задачам психологии, как к другим проблемам научно-теоретического знания, сеченовская мысль отличалась ориентацией на ценность психологического знания для реальной деятельности людей и для практического влияния воздействия на жизнь.
Сеченов в своих философских сочинениях о душе описывал врача, который влияет на пациента с помощью аппарата науки. Это воздействие должно быть направлено на ход не только телесных, но и духовных процессов в целостном организме.
Ученый видел свое призвание в разработке медицинской психологии, а не физиологии нервной системы. Воплощение подобного замысла должно было стать, по его мнению, «актом, который логически вытекает из всего предшествующего» (итог всех прежних исканий). Неожиданный, на первый взгляд, поворот в научном сознании исследователя был связан с тем, что произошло соединение 2 линий: развития идей самого автор и общего процесса развития психологической науки.
От категории «элементарные рефлексы» ученый двигался к более сложным уровням поведения. Его труд «Физиология органов чувств» уже стал по существу столько же физиологическим сочинением, как и психологическим. Темы, подготавливающие общее объяснение чувствования в качестве телесного придатка, включали:
- Анализ операций глаза;
- Исследование движений спинальной лягушки и атактиков;
- Процесс сравнения зрения и осязания;
- Концепцию бессознательных умозаключений.
От сложности данных категорий зависит сложность сознательно-произвольного поведения. Внутренний характер логики эволюциисеченовских идей побуждал распространить общий принцип на объекты психологии. Они считались уникальными и ни с чем телесным не сопоставимыми. Таким образом, личный путь исследователя закономерно привел его к психологии как «лебединой песне» соответствующего научного развития.
Как бы ни был гениален отдельный ученый, его интеллектуальное могущество детерминируется объективным ходом научных идей. В конце 60-х годов Сеченов окунается в нараставший поток литературы по психологии. Этот поток значительно отличается от литературы начала 50-х годов, когда произошло первое знакомство ученого с ней.
Под влиянием объективного биологического исследования нервно-психических функций происходило изменение облика психологии. Концепция о рефлексе и органах чувств, психофизика и эволюционная теория Дарвина показывают тогда, что психическое необходимо включать в деятельность живых систем. Оно должно становиться фактором, который имел реальную ценность и собственную детерминацию. Благодаря логике развития опытного знания осуществилось укрепление идеи о том, что психические явления подчиняются закономерностям, не совпадающим с анатомическими (физиологическими).
Образ Сеченова в литературе
Социально-психологическая атмосфера, царившая в русском обществе, благоприятствовала Сеченову, который не был одинок. За ним стояла молодая Россия, а атмосфера обязывала идти далее, покидая рамки традиционных объектов физиологии. Ученый писал о высших жизненных проявлениях, которым идеализм придавал самостоятельное начало. Так, происходила научная разработка психологии в качестве специфической области знания.
В литературе, посвященной Сеченову, можно увидеть, что вклад этого ученого в развитие психологии был подготовлен всей его предшествующей биографией и логикой развития его идей. Продвижение мысли автора к новым рубежам было обусловлено социальной средой.
Пути психологии того времени как самостоятельной науки (а не отрасли философии) оставались неясными. Сеченова воспринимали в качестве прославленного физиолога, а за решением психологических вопросов читателей отсылали к западноевропейской эмпирической школе (Г. Спенсер, В. Вундт).
Исследование «Рефлексы головного мозга» учило общему подходу ко всем актам человеческой жизни, включая чисто физиологические (бессознательные) и сознательные. Сам ученый подчеркивал, что ставил задачу показать психологам возможность приложения физиологического знания к явлениям психической жизни.