Подростковый возраст — это особо сложный период в жизни ребенка, для которого характерны конфликты с родителями, учителями и друзьями.
Аддиктивное поведение в подростковом возрасте
В результате проблемных ситуаций подростки склонны пробовать все, что может доставлять им удовольствие, развеивать скуку, улучшать настроение, уводить от проблем. В этом возрастном периоде у них присутствует аддиктивное поведение, в возникновении которого играют роль личностные особенности и характер воздействия внешней среды. Окружающий мир влияет на внутреннее психическое состояние лица, вызывая желание избавиться от дискомфорта.
В качестве установки подростка с аддиктивным поведением выступает стремление к незамедлительному получению удовольствия любой ценой. Это желание не зависит от последствий, которые часто могут представлять опасность.
Образ жизни взрослого человека с подобными пристрастиями рассматривают в качестве прямой противоположности тому, что называется «здоровым образом жизни».
Сущность аддиктивного поведения, к которому относится химическая зависимость, состоит в уходе от реальности через изменение состояния психики.
Принято рассматривать несколько типов аддиктивного поведения:
- Химическая зависимость, включая наркоманию, токсикоманию, табакокурение, алкоголизм;
- Нарушение пищевого поведения, включая анорексию, голодание, булимию;
- Нехимические типы зависимостей, включая игровую, компьютерную, сексуальную зависимость, навязчивые покупки, пристрастие к громкой музыке и др.
Крайняя степень увлечения определенным видом деятельности, которая приводит к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению, включает религиозный фанатизм, сектантство и прочие зависимости от чего-либо.
Причины возникновения химической зависимости
В современных условиях употребление подростками алкогольных, наркотических и других психоактивных веществ превращается в острейшую проблему. Она представляет серьезную угрозу здоровью населения, государственной экономике, социальной сфере и правопорядку.
Важный фактор наркотизации состоит в снижении у большей части подростков превентивной психологической защиты. Для них также характерен низкий ценностный барьер.
В качестве причин приобщения подростков к наркотическим средствам выступают:
- Подражание взрослым, желание не отстать от друзей;
- Попадание в плохую компанию;
- Конфликты в семье;
- Ощущение ненужности и внутренний дискомфорт;
- Желание удовольствия и вседозволенность, повышение самооценки, ощущение себя более взрослым и др.
Отрицательное значение в формировании наркозависимости у подростков имеют психологические факторы риска, включая неадекватную самооценку, неспособность идентифицировать или выражать чувства, низкую стрессоустойчивость, высокую подверженность воздействию групповых норм, повышенную тревожность, импульсивность.
При наличии сложной ситуации в государстве, когда подростки больше всего подвергаются разным негативным влияниям не только с внешней стороны, но порой даже и в семье, для общества необходимы коренные перемены. В учебных заведениях в основе профилактической работы должны быть лучшие качества учащихся, в том числе их достижения.
Основы педагогической профилактики химической зависимости у подростков
В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, основой активных первичных профилактических мероприятий должна быть методология формирования у детей представлений об общечеловеческих ценностях. Они должны быть осведомлены о пользе здорового образа жизни.
Среди целей первичной профилактической деятельности в учебных заведениях выступают: получение подростками информации и пропаганда здорового образа жизни; ценностное отношение подростков к химическим веществам и формирование личной ответственности за поведение. Стратегический приоритет первичной профилактики — это не запугивание учеников, а формирование системы позитивной профилактики, ориентированной на защиту от возникновения проблем.
В число основных принципов профилактической деятельности в образовательных учреждениях входят:
- Комплексность, то есть согласованность во взаимодействии органов и учреждений, которые несут ответственность за соответствующие стороны системы профилактики;
- Дифференцированность, присущая для задач, целей, методов и форм работы (необходимо учитывать возраст детей);
- Аксиологичность, представляющая собой ценностную ориентацию;
- Многоаспектность, которая представляет собой сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.
Социальный аспект является ведущим в профилактической деятельности в рамках образовательной среды. С его помощью формируются моральные и нравственные ценности, способные определять выбор здорового образа жизни, и отрицательное отношение к употреблению химических веществ.
Что касается психологического аспекта, то он способствует формированию адекватной самооценки, освоению навыков успешности, самостоятельному принятию решений и ответственности.
Образовательный аспект формирует систему представлений об отрицательных последствиях употребления химических веществ. Профилактическую работу необходимо проводить в рамках правовой базы, включающей всю совокупность нормативных актов о правах и обязанностях лиц, обязанных заниматься профилактикой.
В состав правовой базы также включены права и обязанности подростков и других лиц, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия.
Профилактику химической зависимости у подростков нельзя ограничивать только временем прибивания в учебном заведении. К этому процессу должны привлекаться родители, система дополнительного образования и учреждения культуры.