Кризис подросткового возраста — это возрастной кризис, который возникает при переходе от младшего школьного возраста к младшему подростковому периоду. Для периодизаций отечественной психологии характерно отнесение этого кризиса к возрасту 13 лет. Тем не менее, этот возраст может разниться в соответствии с длительностью стадии отрочества.
Особенности подросткового кризиса
Подростковый кризис представляет собой стадию психического развития, на которой происходит переход от младшего школьного возраста к подростковому. Этот период связан со стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию. Ребенок теряет непосредственность поведения, начинает демонстрировать независимость. У него может снижаться мотивация к учебной деятельности, появляются конфликты с родителями и учителями.
Завершение подросткового кризиса характеризуется формированием нового уровня самосознания. Подросток получает способность к познанию собственной личности с помощью рефлексии.
Диагностику кризиса выполняет психолог, психиатр. Она основана на клинической беседе или психодиагностике. Коррекцию негативных проявлений проводят на основе воспитательных методов.
В соответствии с возрастной периодизацией в российской психологии, отрочество — это период с 11 до 16 лет. Кризис в это время отличается значительной продолжительностью, высоким темпом физического и умственного развития, быстрым возникновением потребностей, которые не могут быть удовлетворены по причине отсутствия социальной зрелости.
Для девочек присущи менее выраженные симптомы подросткового кризиса. Они проявляются с 10-11 лет. Для мальчиков характерно более яркое проявление, а кризис начинается в 12-13 лет. Длительность кризисного периода может быть определена социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме эта переходная стадия должна закончиться в 14-16 лет. Если происходит заблаговременная перестройка отношения родителей к взрослеющим детям, то возможно даже бескризисное развитие.
Факторы и причины подросткового кризиса
Кризис подросткового возраста можно охарактеризовать изменениями в отношениях с окружающими людьми через развитие самопознания. Ребенок начинает предъявлять завышенные требования к себе и взрослым людям. Тем не менее, он не имеет способности нести ответственность и самостоятельно справиться с неудачами.
Характер и течение кризисного периода психологи определяют через совокупность внешних и внутренних факторов. В одной ситуации проявления будут полностью или частично отсутствовать, в других случаях поведение может кардинально измениться (например, подросток становится конфликтным и эмоционально неустойчивым).
Внешние факторы, которые усиливают симптомы подросткового кризиса, включают:
- Чрезмерный родительский контроль;
- Гиперопеку;
- Зависимость в семейных отношениях;
- Стремление ребенка к свободе.
Дети в подростковом периоде считают себя способными принимать решения и действовать без помощи взрослого человека. На этом этапе складывается конфликтная ситуация, поскольку есть потребность и стремление брать ответственность за поступки, но нет необходимого практического навыка, так как сохранена несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт способен помешать родителям воспринимать ребенка как равного. Сопротивление и конфликты способствуют хроническому недопониманию и затяжному течению кризиса (происходит задержка личностного развития).
Внутренние факторы, которые обостряют течение кризиса, представлены психологическими особенностями. На начало подросткового возраста у ребенка происходит формирование определенных привычек и черт характера. Они, как правило, препятствуют возникающим потребностям и стремлениям. Качества мешают самоутверждению и самовыражению, поэтому они рассматриваются в качестве недостатков. Подростки становятся раздражительным, у них появляется склонность винить себя в несостоятельности.
Внешние проявления подросткового кризиса способны отражать внутренние и глубинные изменения. Основным психологическим содержанием переходного этапа становится рефлексивное (оценочное) отношение к своим возможностям, способностям, навыкам. От этапа оценки учебных способностей дети переходят к самопознанию, начиная воспринимать себя как «не ребенка».
Представления подростков о взрослости развиваются в несколько этапов. Первоначально конкретный образ выражается в самостоятельных, рискованных, противопоставленных другим действиях. Далее осознаются границы собственной взрослости, включая их связь со степенью ответственности. В это время создается способность к рефлексии, а ребенок воспринимает свою личность в связи с оценкой возможностей, способностей и недостатков. Это новообразование дает возможность решать задачу подросткового кризиса путем отделения от семьи, но с сохранением гармоничных отношений.
Характеристика симптомов подросткового кризиса
В эмоционально-поведенческой сфере в качестве основного проявления подросткового кризиса выступает негативизм. Подросток начинает противопоставлять себя окружению, проявляет враждебность, конфликтность. Он часто нарушает дисциплину, у него наблюдаются перепады настроения с преобладающим недовольством, раздражением и угрюмостью.
Среди проявлений подросткового кризиса необходимо выделить:
- Внутреннее беспокойство;
- Стремление к одиночеству;
- Отказ от выполнения обязанностей по дому;
- Вспыльчивость в отношении возражений родителей;
- Импульсивность.
Подростки, находящиеся в состоянии кризиса, могут долгое время сидеть в своей комнате, закрыв дверь. Они начинают предпочитать реальное и виртуальное общение со сверстниками. По этой причине дети большое количество времени проводят вне дома или за компьютером. Выраженность негативизма может колебаться от тотальности до полного отсутствия.