Характер — это система или структура стойких и сравнительно постоянных психических свойств, способных определять аспекты отношений и варианты поведения личности.
Понятие и свойства характера
Характер в рамках своего формирования, развития и функционирования напрямую связан с темпераментом. Темперамент — это динамическая сторона характера. Обе категории достаточно устойчивы и малоизменяемы.
Характер отличается от темперамента тем, что он связан не только со свойствами нервной системы, а и с культурой человека и его воспитанием. Эту величину можно включить в состав инструментальных личностных свойств, которые придают деятельности особый стиль. От характера в большей степени будет зависеть не содержание, а сама манера выполнения действий.
Характер индивида включает определенные свойства личности:
- Личностные свойства, определяющие поступки человека при выборе целей деятельности (определенные характерологические черты в виде проявления рациональности, расчетливости или противоположных качеств);
- Черты, относящиеся к действиям и направленные на достижение поставленных целей (например, настойчивость, целеустремленность, последовательность);
- Альтернативные черты (свидетельства отсутствия характера);
- Свойства, которые непосредственно связаны с темпераментом (экстраверсия / интроверсия, спокойствие / тревожность, сдержанность / импульсивность, переключаемость / ригидность и др.).
Характер обладает определенными свойствами. Наиболее общими из них считаются те, которые расположены по следующим осям: сила/слабость; твердость/мягкость; цельность/противоречивость; широта/узость. Если сила характера рассматривается в качестве энергии, с которой индивид преследует поставленную цель, его способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил, встречая трудности, умение преодолевать их, то слабость характера относят к проявлению малодушия, нерешительности, неустойчивости.
Такое свойство, как твердость характера, предполагает жесткую последовательность, упорство при достижении целей и защите своих взглядов. Наряду с этим проявление мягкости характера происходит на основе гибкого приспособления к меняющимся условиям, достижения цели благодаря некоторым уступкам, нахождения разумного компромисса. Цельность (противоречивость) характера можно определить через сочетание ведущих и второстепенных его черт.
Общие и частные свойства характера
Характер представляет собой систему устойчивых черт личности, которые предопределяют отношение человека к окружающим, к выполняемой работе и к самому себе. Этот феномен может проявляться в рамках деятельности и коммуникации, включая в себя то, что способно придавать человеческому поведению специфический оттенок.
Проявление характера происходит в пределах деятельности и общения. Его также можно обнаружить в следующих аспектах деятельности: степень сложности, стремление к преодолению препятствий, цель, оценка результата деятельности, эмоциональное отношение к своим действиям.
Характер относится к числу инструментальных личностных свойств, которые придают деятельности особенный стиль. От этого феномена главным образом зависит не само содержание, а манера выполнения действий. В рамках коммуникации человеческий характер находит проявление через манеру поведения, способы реагирования на действия и поступки других лиц. Манера общения характеризуется большей или меньшей деликатностью, тактичностью, вежливостью (грубостью).
Свойства характера могут быть общими (глобальными) и частными. Первые из них влияют на множество поведенческих проявлений. Принято рассматривать пять глобальных черт характера: самоуверенность (отсутствие уверенности), дружелюбие (враждебность), сознательность (импульсивность), эмоциональная стабильность (склонность к тревожности), интеллектуальная гибкость (ригидность).
Среди частных свойств характера, которые оказывают влияние на локальные ситуации, выделяют:
- коммуникабельность (замкнутость),
- доминирование (подчиненность),
- оптимизм (пессимизм), смелость (осторожность),
- деликатность (грубость) и др.
Формирование характера и его детерминанты
Основное значение в формировании и развитии характера ребенка имеет его общение с окружающими людьми, включая родителей, сверстников, педагогов и др. В поступках и формах поведения, характерных для ребенка, прежде всего, происходит подражание его близким взрослым. С помощью прямого научения и благодаря подражанию (эмоциональному подкреплению) дети усваивают формы поведения взрослых людей.
Сензитивным периодом жизни для становления и формирования характера считается возраст с 2 до 10 лет. В этот период ребенок много и активно общается как с окружающими людьми старше его, так и со сверстниками. Он открыт для воздействия со стороны окружающих, готов их принимать, подражать во всем. Раньше других в характере начинают преобладать такие аспекты, как общительность, отзывчивость, доброта (включая противоположные им качества: безразличие, эгоизм и др.).
Свойства характера, наиболее ярко проявляющиеся в труде (трудолюбие, лень, аккуратность, неряшливость, добросовестность и др.) формируются несколько позже. Их развитие характерно для раннего и дошкольного детства через закрепление в играх детей и доступных им видах домашнего труда.
Большое воздействие на развитие черт характера, связанных с трудом, оказывает стимуляция со стороны взрослых, адекватная возрасту и детским потребностям. В начальных классах происходит оформление черт характера, которые проявляются в отношениях и коммуникациях с людьми. На это влияет расширение области общения детей с окружающими, поскольку появляются новые школьные друзья, взрослые – учителя.
Если те качества, которые ребенок как личность приобретает дома, получают в школьных условиях поддержку, то происходит их закрепление и сохранение в течение всей дальнейшей жизни. Если же новый опыт общения с окружающими не был способен подтвердить характерные формы поведения, то начнется постепенная «ломка» характера.