Групповые эффекты – это особые механизмы функционирования группы, с помощью которых осуществляются необходимые групповые процессы и достигаются определенные групповые состояния.
Групповые эффекты «ингибиции», «принадлежности к группе», «Рингельмана», «синергии», «группомыслия»
Эффект ингибиции (социальной фасилитации) - это эффект, характеризующийся преобладанием доминантных реакций над иными присутствующими.
Данный эффект был открыт в 1897 году Норманом Триплетом, посредством проведения эксперимента, заключающегося в исследовании результатов влияния ситуации соревнования велосипедистов на скорость и сравнения их результатов с теми, что были получены ранее в одиночной гонке. По итогу проведения исследования, Триплетом был сделан вывод, что результат будет выше, если в заезде участвуют другие спортсмены, побуждающие велосипедиста к совершению более энергичных действий.
Эффект принадлежности к группе - это эффект, который характеризует психику человека с точки зрения коллективизма, то есть основным инстинктом любого человека является стремление принадлежать к определенной группе.
Эффект был описан в 1908 г. английским психологом Маком Дугаллом, в его книге «Социальная психология». В результате проведенных исследований было доказано, что каждый индивид стремится отождествлять себя с определенной группой, оценивает себя положительно, только если имеет определенный статус в конкретной социальной группе.
Эффект Рингельмана – это эффект, в соответствии с которым увеличение количества членов группы оказывает прямое влияние на средний индивидуальный вклад каждого члена в общегрупповую работу.
Эффект был открыт и описан учеником М. Рингельмана В. Меде, который заметил, что чем больше участников в группе, тем меньший каждый из них прилагает усилий для достижения поставленной цели или получение желаемого результата.
Эффект синергии - это эффект, который описывает прибавочную интеллектуальную энергию, возникающую в случае объединения людей в целостную группу, при этом полученный результат считается общегрупповым и значительно превышает индивидуальный.
Данный эффект был изучен В.М. Бехтеревым, а позднее описан в трудах М.В. Ланге, который и установил, что группа людей по успешности и результативности значительно превосходит успешность и результативность отдельного человека, в аналогичной деятельности.
Эффект группомыслия – это эффект, который описывает один из способов мышления, приобретаемый индивидом в случае, когда он начинает изменять собственную реальную оценку возможных альтернативных действий под влиянием мнения группы.
Эффект был впервые описан американским психологом Ирвингом Джанисом, который исследовал влияние мнения группы на мнение отдельного человека.
Групповые эффекты «конформизма», «моды», «ореола», «группового фаворитизма», «группового эгоизма»
Эффект конформизма – это эффект, в соответствии с которым индивид принимает решение большинства, с целью быть угодным и признанным группой.
Данный эффект впервые открыл и описал в 1956 году Соломон Эш, который провел ряд экспериментов с подставной группой и испытуемым. Результаты эксперимента показали, что группа способна оказывать должное влияние на индивида, особенно если он дорожит мнением большинства и стремится остаться членом этой группы.
Эффект моды (подражания) – это эффект, который описывает один из механизмов групповой интеграции, где в процессе взаимодействия индивида с группой, он в итоге принимает стереотипы и эталоны поведения, принятые в группе.
Принятие стереотипов и эталонов поведения в группе необходимо индивиду для того, чтобы показать свою принадлежность к конкретной группе. Этот эффект лежит в основе адаптации человека в новом обществе.
Эффект ореола - характеризуется влиянием на содержание мнений, знаний и оценки личности в соответствии со специфической установкой, имеющейся у одного человека по отношению к другому.
Этот эффект возникает при оценке и восприятии людьми друг друга, в процессе общения и взаимодействия.
Эффект группового фаворитизма – это эффект, который характеризуется тенденцией определенным образом благоприятствовать членам той группы, к которой принадлежит индивид, в противовес членам иной группы.
Эффект основан на девизе-противовесе «мы и они», то есть как бы проводит линию между определенными группами людьми, деля их на «своих» и «чужих».
Эффект группового эгоизма – это эффект, который характеризуется направленностью групповых целей, интересов и норм повеления против целей, интересов и норм поведения некоторых отдельных членов данной группы или всего социума.
Эффект группового эгоизма проявляется в том случае, когда ценности и цели конкретной группы становятся значимее, чем какая-то отдельная личность или даже все общество.
Групповые эффекты «маятника», «волны», «пульсара», «бумеранга»
Эффект маятника – характеризуется циклическим чередованием групповых эмоциональных состояний астенического и стенического характера.
Продолжительность и интенсивность проявления эмоциональных состояний во много зависят от их значимости для каждого члена группы, а также от тех событий, которые происходят в данный момент в группе.
Эффект волны – это процесс распространения в рамках конкретной группы целей, идей, ценностей и норм.
Так, один из членов группы делится со всей группой своими идеями, которые совместно обсуждаются, дополняются, развиваются и в итоге воплощаются в жизнь.
Эффект пульсара – характеризуется различными изменениями в групповой активности, которая зависит от наличия разнообразных стимулов.
Групповая активность проходит цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъем активности — спад активности — возвращение к оптимальному уровню активности». Данный цикл во много зависит от внешних и внутренних стимулов.
Эффект бумеранга впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации.