Сущность понятия «групповая сплоченность»
Групповая сплоченность – это системное качество группы как единого целого, определяемого взаимным тяготением членов группы друг к другу, стремлением к общей цели, близостью и доверием.
При групповой сплоченности вырабатываются групповые ценности, и группа представляет собой синтез единства все членов в эмоциональной, поведенческой, ценностной сфере.
В этой области ведутся следующие исследования:
- сплоченность как межличностная привлекательность;
- сплоченность как результат мотивации группового членства;
- сплоченность как ценностно-ориентационное единство.
Как межличностную привлекательность, сплоченность трактуют А. и Б. Лотт. Они определяют её как групповое свойство, являющееся производным от силы взаимных позитивных установок членов группы и их количества.
Рисунок 1. Групповая сплоченность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Причинами сплоченности авторы считают частоту взаимодействий членов группы, успех в выполнении группового задания, демократический стиль руководства, кооперативный характер взаимодействия, проявления сходства между людьми и др.
Исследуя сплоченность группы как результат мотивации группового членства, Д. Картрайт предлагает модель групповой сплоченности как какой-то результирующей силы или мотива, которые побуждают к сохранению членства в конкретной группе.
В сплоченной группе все её участники поддерживают друг друга, защищают и гарантируют безопасность духовным источникам и всему коллективу.
Слабая по сплоченности группа не развивается, в ней утрачиваются исходные позиции, отсутствует интерес к достижению поставленной цели, участники не проявляют активности.
Однако специалисты считают, что сплоченность группы можно улучшить, предоставив её участникам возможность достичь успеха и испытать от этого удовольствие. Важно, чтобы члены группы доверяли друг другу, доверяли лидеру группы, а это можно достичь через совместную деятельность.
Принадлежность к группе и ощущение особенности могут возникнуть тогда, когда принадлежность к группе дает определенный социальный статус, имеющий значение в обществе.
Чтобы члены группы верили в реальность решения задач, которые перед ней поставлены необходимо внешнее стимулирование. Оно включает поощрение развития сплоченности группы и оказание взаимной поддержки. К внешнему стимулированию относится поощрение или наказание, которое обладает особой ценностью для всех членной группы.
Стратометрическая концепция А. В. Петровского
Исследование в области сплоченности как ценностно-ориентационного единства развивает А.В. Петровский, считая его антитезой двум предыдущим подходам.
Исследования в этой области дают возможность выделить факторы, которые способствуют групповой сплоченности:
- гомогенность состава групп;
- психологическая безопасность, доброжелательность;
- активная совместная деятельность, значимая для всех участников группы;
- зависимость уровня взаимодействия от типа выполняемого задания – при высоком уровне взаимодействия потенциальная сплоченность группы становится выше;
- история выполнения прошлых групповых заданий – чем больше было успеха, тем сплоченнее группа;
- наличие общих целей, интересов, взглядов, ценностей участников группы;
- совпадение взглядов больше сплачивает группу.
Зарубежные и отечественные психологи считают, что в основе формирования сплоченности выступает единство участников в синтезе его различных аспектов.
По мнению А. В. Петровского групповая сплоченность достигается через формирование единства её участников на эмоциональном, ценностном, поведенческом уровне межличностных отношений. Первичным компонентом группового единства он считает эмоциональную составляющую, потому что она является непосредственной формой реакции человека на значимые ситуации.
С другой стороны эмоциональная составляющая является ситуативной и нестабильной. Её формирование характерно для первой стадии развития группы, но в этот период она складывается стихийно и является поверхностной, возникая на основе симпатий и антипатий.
На стадии конфронтации складывается поведенческая составляющая единства группы, которая проявляется в согласованности действий её членов в процессе преодоления группового конфликта.
Наименее лабильной и складывающейся на протяжении всех этапов развития группы является ценностная составляющая единства.
По мнению А.В. Петровского сплоченность как ценностно-ориентационное единство является характеристикой системы внутригрупповых связей. Эти связи показывают насколько совпадают оценки, установки, позиции членов группы по отношению к каким-либо объектам, например, задачам, идеям, событиям, которые являются значимыми для группы. При этом автор считает, что ценностно-ориентационное единство как показатель сплоченности группы совсем не означает, что позиции членов группы должны совпадать во всех отношениях. По мысли автора концепции ценностно-ориентационное единство в коллективе предполагает, сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в общих подходах к целям и задачам совместной деятельности.
Совместная деятельность является центральным звеном групповой структуры, степень развития которой определяется тремя критериями оценок – выполнения группой главной общественной функции, соответствия группы социальным нормам и способности группы каждому её члену обеспечить полноценное развитие.
Уровни групповой совместимости
Совместимость членов группы является одним из компонентов её общей сплоченности.
Исследование показало, что если в группе отсутствует согласованность функционально-ролевых ожиданий, то может возникнуть конфликт и признаки психологической несовместимости в группе.
Однако считают специалисты, согласованность функционально-ролевых ожиданий не является определяющей характеристикой совместимости. Групповая деятельность относится к динамическим явлениям и не всегда функции членов группы можно расписать и заранее согласовать все функционально-ролевые ожидания.
Сплоченность в этом случае не может обеспечить подлинную интеграцию личности в группе. Отсюда надо вернуться к представлению о ценностно-ориентационном единстве как основном показателе сплоченности группы, обратившись к её нравственной основе.
Нравственная основа находит свое выражение в личностной позиции членов группы по отношению друг к другу, что все в группе видят друг друга и относятся друг к другу с единой нравственной позиции. Здесь имеется в виду устойчивая позиция личности, которая проявляется в признании правомерности возможных социальных санкций в виде поощрения или наказания применительно к себе и другим членам группы.
Феномен возложения ответственности изучала социальная психология Запада. Например, психологи Канады показали, что возложение ответственности зависит от внешней привлекательности другого лица. Оказалось, что за хорошие поступки и успешные дела ответственность несут хорошенькие женщины, непривлекательные же женщины несут ответственность за плохие поступки. Правда, канадские психологи изучали акты возложения ответственности вне связи с конкретной социальной средой, а в игровых условиях, поэтому феномен по существу так и не получил объяснения.
Исследования, проведенные с позиции теорий деятельностного подхода, говорят о том, что характер возложения ответственности имеет зависимость от уровня развития группы.
Гипотеза о том, что в группе с высоким уровнем развития возложение ответственности носит объективный характер, подтвердилась, а индивидуальный вклад каждого её члена оценивается адекватно вне зависимости от конечного результата совместной деятельности.
Высший уровень совместимости людей и их сплоченности в совместной деятельности выступает в виде ценностно-ориентационного единства, с одной стороны, а с другой стороны – адекватности возложения ответственности.