Группы психокоррекции
Группа психокоррекции – это малая, искусственно созданная группа, которая объединяется целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия.
Участники этой малой группы изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данном месте и в данный момент.
В психокоррекционных группах есть специально назначенный руководитель, который проводит встречи в определенное время. Такие группы создаются для того, чтобы получить знания о собственной личности.
Мнение специалистов о работе таких групп расходятся – некоторые утверждают, что взаимодействия участников неструктурированные, происходят «здесь и сейчас», в ходе которых можно узнать о своих внутренних психических процессах и поделиться с другими своими жизненными впечатлениями.
Данная форма работы является обычной, но, отдельные группы имеют жесткую организацию, например, группы тренинга умений.
Общими для психокоррекционных групп, по мнению Лакина, являются 6 процессов:
- облегчается выражение эмоций;
- создается чувство принадлежности к коллективу;
- побуждается процесс самораскрытия;
- происходит знакомство с новыми образцами поведения;
- возникает возможность сопоставления личностных особенностей отдельных членов группы;
- появляется возможность распределения ответственности между участниками группы и её руководителем.
Психокоррекционные группы делятся на 4-е категории – группы решения проблем, группы развития межличностных навыков и обучения руководителей, группы личностного развития, терапевтические группы.
Группы имеют широкое внутреннее разнообразие – целью групп может быть получение информации, выполнение конкретных заданий, понимание собственной личности.
В определении хода групповых процессов основная роль может принадлежать как руководителю группы, так и самим её членам.
Структурированность и длительность существования групп может быть различной, а ориентируются они на работу, как со здоровыми людьми, так и с людьми, имеющими серьезные эмоциональные расстройства.
Групповая психотерапия является такой формой, которая создается специально для разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении под руководством психотерапевта.
Среди специально разработанных групповых методов хорошо известны психодрама, социодрама.
Клиент, вступающий в группе во взаимоотношения с другими, в значительной степени отражает свои истинные взаимоотношения, а группа выступает как модель реальной жизни. Клиент проявляет те же отношения, установки, ценности, способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции.
Групповая динамика позволяет каждому участнику проявить себя, а эффективная система обратной связи, созданная в группе, дает клиенту возможность глубже понять себя, увидеть собственные неадекватные установки, эмоциональные поведенческие стереотипы в межличностном взаимодействии и изменить их в доброжелательной атмосфере и взаимного принятия.
Работа психокоррекционной группы
Психокоррекция группы может начинаться с наблюдений психолога, который ведет журнал регистрации происходящих в группе процессов, основных обсуждаемых тем, записывает вклад каждого участника в обсуждение.
Узловым моментам развития группы уделяется особое внимание – смена дискуссионных тем, эмоциональное состояние группы, характер вмешательства в эти моменты.
Обсуждение начинается по материалам наблюдений после окончания занятий.
На эффективность психокоррекционной работы влияют такие факторы, как универсальность, принятие, альтруизм, отреагирование, самораскрытие, инсайт, обратная связь, коррекционный эмоциональный опыт, проверка нового поведения, предоставление информации.
Ряд этих факторов может использоваться не только для групповой, но и для индивидуальной коррекции.
Фактор универсальности, означающий, что проблемы клиента универсальны и клиент не одинок в своих проблемах, можно наблюдать только в групповой коррекции.
Принятие является фактором эмоциональной поддержки – это составляющая позитивного отношения, которую психолог стремится построить при безусловном принятии клиента группой. Фактор проявляется в том, что психолог и участники группы слушают человека и пытаются его понять, принимая таким, какой он есть.
Положительный эффект коррекция может дать и в том случае, когда клиент не только получает помощь от других, но и сам помогает, сочувствуя и обсуждая их проблемы – это фактор альтруизма.
Важной частью коррекционного процесса является отреагирование, создающее предпосылки для изменения.
Для групповой психокоррекции характерен механизм самораскрытия, который стимулирует откровенность, проявление скрытых мыслей, переживаний, желаний. Человек как бы снимает с себя маску и начинает откровенно говорить о скрытых мотивах. Однако в этом есть большой риск, если, раскрывшись, клиент не получит поддержки и нанесет себе, таким образом, психотравму.
Фактор обратной связи означает, что клиент от других членов группы узнает, как воспринимается его поведение, и какое воздействие оно оказывает.
Фактор инсайт, или по-другому осознание, означает то, что клиент понимает неосознаваемые прежде связи между особенностями своей личности и неадаптивным поведением.
Понятие коррекционного эмоционального опыта ввел в 1932 г. психоаналитик А. Франс. Этот фактор представляет собой интенсивные переживания актуальных отношений, процесс эмоционального перевоспитания. Сущность состоит в том, что в условиях групповой психокорекции клиент ещё раз переживает эмоциональный конфликт, который не в состоянии был разрешить.
Осознавая старые неадаптивные стереотипы поведения, клиент осуществляет постепенный переход к приобретению новых – это фактор проверки нового поведения, правда, он зависит от готовности клиента к изменениям, степени его идентификации с группой, от индивидуальных черт характера. Импульс со стороны группы в закреплении новых реакций играет большую роль.
Клиент, находясь в группе, получает новые знания о других людях, наблюдая за их поведением. Проводя аналогии, обобщая и делая выводы, он познает некоторые закономерности человеческих отношений.
На одни и те же вещи он может уже посмотреть с разных сторон, познакомиться с мнениями других людей и многому научиться – так работает фактор предоставления информации.
Групповая психологическая коррекция
Форма групповой психологической коррекции используется также при работе с детьми и подростками.
Успешными психокоррекционные занятия с детьми и подростками будут при:
- страхах;
- заикании;
- агрессивности;
- нарушениях общения;
- социальной дезадаптации и неадекватной самооценке;
- эпизодическом употреблении наркотиков.
Однако для групповой коррекционной работы есть и свои противопоказания:
- тяжелые психические расстройства;
- двигательная расторможенность;
- сексуальные нарушения и пережитые психические травмы;
- выраженная психопатия;
- наркомания 1-й и 2-й стадии;
- нежелание подростка работать в группе.
Есть такие состояния, когда индивидуальная психокоррекция будет значительно эффективней групповой. К таким состояниям относятся – нервная анорексия, навязчивость, ритуалы, тяжелые формы детского аутизма и др.
Групповая психокоррекционная работа с детьми должна придерживаться определенных принципов отбора группы, среди которых, прежде всего, её возрастная однородность, максимальная разнородность по акцентуациям, отдельное функционирование мальчиков и девочек, оптимальная численность от 5 до 10 человек, закрытость группы, хотя возможны и открытые.
Для некоторых форм групповой работы большое значение имеет факт знакомства участников друг с другом.
Занятия в группе можно проводить с учениками одного класса, школы, пациентов одного отделения больницы.
Работа в группе начинается с проведения тщательного патопсихологического обследования детей, врачебной консультации, согласия ребенка и родителей.