Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Групповая оценка личности в социальной психологии

Метод групповой оценки

Определение 1

Групповая оценка личности (ГОЛ) – это способ получения характеристики человека на основе опроса членов группы в которую он входит.



Рисунок 1.

На основе этого метода делаются попытки решить вопрос, связанный с отбором и расстановкой кадров.

Метод групповой оценки дает возможность оценить наличие и степень развития психологических качеств человека, проявляющихся не только в поведении, но и в деятельности с другими людьми.

Статья: Групповая оценка личности в социальной психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Метод характеризуется простотой и доступностью для пользователей, поэтому широко применяется в прикладных и исследовательских целях. В основе метода лежит социально-психологический феномен групповых представлений о каждом её участнике.

Что касается его методического уровня, то это есть статистическая совокупность индивидуальных образов, которая фиксируется в форме оценок.

Психологическая сущность метода групповой оценки заключается в определении границ практического применения, его процедура предполагает оценку человека по определенному перечню качеств, с использованием прямого балльного оценивания, сравнения, ранжирования.

Совокупность качеств, которые оцениваются, зависит от цели использования полученных данных. Разные исследователи диапазон качеств варьируют от 20 до 180, объединяя их в отдельные группы по смыслу, например, деловые качества, личные качеств, трудолюбие, увлеченность и др. Также может быть дана характеристика знаний, умений, навыков того человека, о котором собирается информация. Чтобы результат был надежным число субъектов оценивания должно быть от 7 до 12 человек.

«Групповая оценка личности в социальной психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Адекватность измерения с помощью этого метода зависит от познавательных способностей экспертов, особенностей объекта оценки, от уровня взаимодействия между ними. При подборе экспертов необходимо учитывать формальную систему связей и неофициальную.

Относительно оцениваемого сотрудника рекомендуется брать по три человека с каждого из смежных уровней субординации: начальник подразделения – руководитель среднего звена – рядовой исполнитель. Все три уровня имеют неформальные связи, поэтому человека, занимающего любую должность, на всех трех уровнях хорошо знают.

Что касается второго и третьего фактора адекватности, то их рассматривают в зависимости от конкретных условий исследования индивидуально.

Групповая оценка по своей сути является общественным мнением, в чем и заключается социально-психологическая сущность данного метода.

Второй проблемой после адекватности стоит проблема выбора комплекса оцениваемых качеств личности.

В практике социально-психологических измерений существует хорошо проработанная и достаточно распространенная система оцениваемых свойств:

  • отношение к работе;
  • стиль поведения и деятельности;
  • специальные профессиональные знания, качества ума – гибкость, аналитичность, сообразительность и др.;
  • организаторские умения;
  • отношение к людям;
  • отношение к себе.

Исследователь, использующий метод ГОЛ, должен решить и третий вопрос – какой тип оценочной шкалы выбрать.

Применяется чаще других однополюсная интервальная шкала с пятью баллами – минимальная выраженность свойства оценивается в 0(1) балл, а максимальное значение свойства оценивается в 4(5) баллов.

Процедура этого метода сходна с анкетированием. Собранная по каждому качеству индивидуальная информация суммируется и определяется среднее арифметическое значение.

Затем строится профиль личности и сравнивается с другими участниками группы или со стандартом. Совокупность оценок по всем качествам анализируется специалистом и составляется психологическая характеристика.

Метод экспертных оценок

Данный метод представляет собой формализованную процедуру сбора, анализа, интерпретации независимых суждений нескольких экспертов о том, в какой степени выражены психологические качества личности со стороны знающих его сотрудников.

Экспертные оценки являются внешним критерием для проверки валидности системы тестов и опросников. Этот метод имеет самостоятельную диагностическую ценность и может быть включен в систему методов изучения личности.

Метод экспертной оценки отличается своим преимуществом, которое заключается в возможности создания интегративного психологического портрета испытуемого.

В психологическом портрете описываются личностные особенности испытуемого, как система взаимосвязанных, компенсирующих друг друга качеств.

Обеспечить объективность экспертной собираемой информации можно за счет привлечения широкого круга экспертов – это могут быть преподаватели, сотрудники по работе, товарищи по учебе и др. Эксперты в течение длительного времени наблюдают довольно широкий спектр проявлений индивидуально-психологических особенностей личности в различных ситуациях.

С помощью этого метода можно оперативно собирать диагностическую информацию и фиксировать динамику развития личности.

Разработка и подготовка метода не нуждаются в сложном исследовательском инструментарии. Метод довольно гибкий, легко модифицируется, если возникают новые задачи, пригоден для многократного использования.

Метод имеет свои достоинства и недостатки. Недостатком является то, что ряд важных профессиональных качеств личности определить бывает трудно и порой невозможно.

К достоинству относится возможность использования его результатов в качестве сведений для оптимизации точечных управляющих воздействий со стороны руководителей.

К сожалению, экспертные оценки психологических качеств не всегда могут быть достоверными, причина этого заключается в том, что восприятие эксперта может подвергаться субъективным искажениям, ввиду особенностей его личности.

Существует и проблема надежности, возникающая потому что, различные эксперты могут давать различные оценки.

При снятии инструментальных и субъективных искажений надежность экспертных оценок может быть повышена.Для повышения надежности существуют специальные требования, необходимые для выполнения:

  • качества, которые оцениваются должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;
  • наблюдение за поведением объекта оценки должно проходить в течение длительного времени;
  • на один объект оценки необходимо не менее пяти экспертов;
  • ранжирование проходит только по одной черте за один раз, а не по всему перечню критериев сразу;
  • полученные данные соотносятся с результатами объективных тестовых обследований.

Самооценка личности

Самооценка, как и групповая оценка личности, является важной характеристикой самосознания.

Такие категории работников, как руководители, воспитатели, педагоги должны знать механизм формирования самооценки.

Важно представлять влияние самооценки на те или иные поступки человека, учитывать её роль в индивидуальной и совместной регуляции деятельности.

В самооценке отражаются общие ценностные ориентации, сложившиеся в среде, где растет и обучается человек, отражаются представления о роли человека в обществе и в социальной группе.

Величина самооценки складывается под влиянием оценок родителей, близких людей, воспитателей, учителей и зависит от индивидуальных особенностей.

Самооценка человека повышается, когда его поступки и действия одобряются и, наоборот, снижается при неодобрении.

Незначимые для человека окружающие также оказывают влияние на величину самооценки, но, в меньшей степени.

С точки зрения своих возможностей человек может оценивать себя адекватно и неадекватно. Неадекватная самооценка бывает заниженная или завышенная.

Адекватность и величина самооценки влияют на результаты деятельности. Например, при заниженной самооценке человек недостаточно уверен в своих возможностях и испытывает сильное эмоциональное напряжение.

Причиной неудачи может выступать и завышенная самооценка, потому что человек переоценил свои возможности и силы.

Самооценка, значительно завышенная или заниженная, тормозит развитие личности, потому что формирует психологические барьеры для эффективной деятельности и общения.

Замечание 1

Самооценка является субъективной характеристикой личности испытуемых и основана на анализе субъективных самоотчетов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot