Социальные группы — это общности устойчивого характера, которые включают некоторое число людей, занятых типичными для них видами деятельности и связанных системой отношений, общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, моральными нормами и традициями.
Понятие и особенности групп
Группа представляет собой социологическую и психологическую категорию, которую исследуют в рамках социальной психологии в качестве общности, которая связана с понятием «реальная группа».
Человек, являясь участником той или иной социальной группы, чаще всего выстраивает собственную деятельность с учетом взглядов, которые приняты в группе и в обществе. Данные взгляды характеризуются ценностями и целями групп, которые выражаются в установленных стандартах и правилах поведения. Последние представляют собой социальные нормы, способные оказывать влияние не только на действия личностей, но и на трудно распознаваемые психические явления (например, установки).
Принадлежность к определенной группе формирует соответствующие установки. Люди чаще всего не осознают, что поступая таким или иным образом, они делают это под влиянием общих групповых взглядов.
Групповые нормы можно представить в качестве важнейшего регулятора поведения личности не только в рамках определенной группы, но и при взаимодействии ее участника с представителями других социальных общностей.
Социальные нормы характеризуются наличием соответствующих правил, выступающих как своеобразное средство ориентации людей в определённых ситуациях и общественного контроля поведения человека со стороны представленной группы.
Установки и убеждения, которые действуют в пределах малых групп, могут соответствовать или противоречить общественным нормам. Когда индивид включается в состав группы, у него появляется представление о её обычаях, традициях, ритуалах. Перечисленные знания используются для понимания действий участников группы и коррекции своего поведения.
Любая норма предполагает наличие позитивных санкций (поощрений, материальных вознаграждений) в отношении к тем, кто ее соблюдает. Существуют и негативные санкции для отступающих от норм (например, неодобрение, наказание).
С позиции психологии групп, можно выделить 4 типа коммуникативного поведения личности. Они обладают различным значением для выработки группового решения и включают:
- стремление к лидерству (человек может решать задачи только при подчинении других членов группы);
- поведение индивидуалистов, которые стремятся решать проблемы в одиночку;
- приспособление к группе, то есть подчинение другим ее участникам;
- поведение коллективистов, пытающихся выявить решение совместными усилиями (они готовы принять предложения других членов группы, а также сами выступают с инициативой).
Для успешного решения задач большую роль играет определённое сочетание разных типов поведения в группе. Быстрее всех с проблемами группы справляются участники, действующие коллегиально.
Виды групп
Классификацию видов групп производят, в первую очередь, по размеру. Большая группа представляет собой общность людей, которая существует в масштабах общества, государства (например, этнос, нация, политическая организация, возрастная группа). Средние группы представлены предприятиями, местными организациями, территориальными общностями (жителями одного района, города).
Малые группы включают небольшие контактные общности. Их участники имеют контакты, которые связаны с реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Также принято выделять микрогруппы, которые возникают внутри малых групп и отличаются своей близостью отношений между их участниками.
В соответствии с организованностью группы могут быть организованными (имеют четкую организационную структуру и существуют устойчиво длительное время) и неорганизованными (нет налаженных отношений, представляют собой только что созданные общности, существующие непродолжительное время).
В зависимости от общественного статуса группа может быть формальной (официальная группа, которая функционирует в соответствии с заранее установленными, фиксируемыми целями) и неформальной (формируется на основе личных симпатий и антипатий сама по себе).
Образование и развитие малых групп
Формирование и развитие малой группы может состоять из нескольких этапов. На первом этапе появляются зачатки системы межличностных отношений. Здесь начинает создаваться и действовать групповое самосознание.
На втором этапе отношения между участниками малой группы начинают принимать устойчивый характер, идет процесс создания и закрепления групповых норм и традиций, начинает функционировать общее мнение, групповое настроение. На этой стадии атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, что проявляется в слаженных действиях её членов.
На третьем этапе группа полностью консолидируется. Теперь ее можно представить в виде общности, обладающей ярко выраженным чувством «мы». Здесь присутствуют все поддерживаемые групповые цели и интересы, которые сконцентрированы на конечном результате. Находит проявление ценностно-ориентационное единство.
Для малой группы характерно несколько процессов:
- Процесс принятия решений (принятие группового решения);
- Наличие группового давления в случае несоблюдения норм и ценностей (проявляется психологическое или иное воздействие, которое можно представить в качестве группового давления);
- Проявление конфликта, который представляет собой трудноразрешимую ситуацию (может возникнуть между членами группы по причине возникновения противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы).
Конфликты в группах возникают часто и характеризуются присутствием противоборства между различными членами группы (например, между руководителем и неформальными лидерами). Конфликтная ситуация в целом проявляется при наличии устойчивого доминирования негативных эмоций и чувств.