Гипотеза контакта
Гипотеза контакта - это понятие в этнопсихологии, которое разрабатывалось в рамках изучения межгрупповых отношений Г. Олпортом. Его суть заключается в том, что наличие личного контакта между представителями разных групп способно повлиять на улучшение отношений между группами в целом.
Такая идея получила большую популярность в психологии вообще и в этнопсихологии в частности, и за последние 60 лет исследователями было описано 3 основные формы контакта, способные улучшить межгрупповые отношения:
- прямой контакт - это непосредственное и личное общение между представителями разных групп. Данный вид контакта характеризуется 3 параметрами: частота контактов, близость (насколько близко открываются участники друг другу) и важность (насколько важным участники считают это общение);
- опосредованный контакт - это общение между представителями разных групп через посредника (человека, знакомого с представителями первой группы и представителями второй группы). В данном случае люди не вступают в личный контакт, но узнают что-то о представителях второй группы, спрашивают у посредника, наблюдают за этими представителями;
- воображаемый контакт - это общение которое люди себе представляют, основываясь на данных, полученных от других людей, наблюдениях, фильмах или книгах
Исследователи данного феномена отмечают, что разные виды контакта по-разному влияют на межгрупповые взаимоотношения, и наибольшее улучшение отмечается при непосредственном контакте.
Метаанализ более 500 исследований показывает, что прямой контакт существенно снижает предрассудки и предубеждения относительно аутгруппы (группы, к которой человек не принадлежит). Чем чаще люди общаются с представителями аутгруппы, тем ближе они становятся друг другу, а общение становится важнее. Таким образом, отношение к аутгруппе в целом улучшается.
Однако для создания прямого контакта необходимо наличие нескольких условий: перед участниками должна стоять общая цель, требующая совместных усилий; участники должны обладать равным статусом, правами и возможностями;общение должно сопровождаться поддержкой значимых других
Именно на этих условиях строятся программы по развитию навыков межгрупповой коммуникации. Выделяют два вида таких программ:
- программы обмена информацией: участники встречаются, чтобы получить информацию друг о друге;
- программы совместной деятельности: участники таких групп встречаются, чтобы совместно выполнять определенные задания
Автостереотипы и гетеростереотипы: специфика, отличительные особенности
Изучение авто- и гетеростереотипов чрезвычайно важно в области исследований межгрупповой коммуникации, поскольку сами стереотипы - это один из механизмов общения, который относится к процессам социального восприятия:
- Автостереотипы - это представления членов группы о самих себе, образ самих себя.
- Гетеростереотипы - это представления членов группы о представителях аутгруппы.
Большой вклад в исследовании данной проблемы внесла Г. Солдатова. Суть ее концепции состоит в том, что авто- и гетеростереотипы - это не просто отдельные единицы межгруппового восприятия, а структурно связанные между собой компоненты целостного личностного и группового самосознания.
То есть образ «Мы» может быть обрисован только в отношении к образу «Они», и то, как «Нас» воспринимают «Они» является ключевым механизмом формирования «нашего» собственного мировосприятия.
Поэтому автостереотипы - это интегрирующие представления о группе как таковой, а гетеростереотипы - дифференцирующие представления.
У разных народов отмечается разное число авто- и гетеростереотипов: это зависит как от самой истории межэтнических отношений, так и от особенностей этноконтактной среды (то есть насколько она пластична и проницаема для контактов).
Этнопсихологические исследования отмечают, что авто- и гетеростереотипы могут быть взаимосвязаны полярно (например, порядок в автостереотипе у немцев отражается в их гетеростереотипе о поляках как беспорядок): такая тенденция отражает склонность к формированию ингруппового фаворитизма (формирование более позитивного образа своей культуры нежели другой). Однако эта связь может быть и взаимодополняющей, но тем не менее более позитивная окраска так или иначе отмечается в автостереотипах, нежели в гетеростереотипах.
Кроме этого, автостереотипы отличаются большей вариативностью, чем гетеростереотипы, что может быть связано с этническим делением внутри общности, которое связано с территориальными, религиозными и этнокультурными особенностями.
И еще одной интересной особенностью является то, что гетеростереотипы являются более проективными: если в автостереотипах заложены более одобряемые представления, то в гетеротереотипах проецируются неприемлемые и отчуждаемые в собственной культуре качества.
Этнические стереотипы: особенности формирования
Итак, этнические стереотипы - это одна из форм социальных стереотипов, которая представляет собой устойчивое коллективное и эмоционально окрашенное представление одной этнической группы о другой этнической группе и о самой себе, которое сформировано на уровне обыденного сознания и передаются другим поколениям в виде схематичных и однозначных ситуаций.
Этнические стереотипы в различных формах (явной или скрытой) присутствуют во всех этнических общностях, и в каждую отдельную эпоху представляются как единственно возможные формы существования с другими этносами.
Содержание этнических стереотипов, как правило, представляет собой доминирующие оценочные суждения о психологических особенностях представителей других групп, их моральных, умственных и физических качествах. А также стереотипы могут содержать в себе определенные предписания к действиям в отношении людей других групп.
Таким образом, этностереотипы выполняют важную функцию - они определяют поведение людей в различных социальных ситуациях, таким образом реализуя этнокультурную социализацию.
Формирование этнических стереотипов происходит на основе избирательности: сопоставления своей этнической общности с другой этнической общностью. Сам процесс формирования этностереотипов идет непосредственно в семье (через обмен индивидуальным опытом) или в ходе межнационального общения, а также опосредованно: через анекдоты, фильмы, книги, поговорки и т. д.
На формирование этностереотипов влияют 3 группы факторов:
- социально-политические и экономические условия развития групп, которые формируют определенный набор норм, ценностей и идеалов, императивов;
- представленность этих норм, ценностей и идеалов в социально-психологическом пространстве внутри непосредственного окружения индивида (в семье, школе и т. д.). Чем больше коммуникативных связей замыкается внутри группы, тем проще индивиду идентифицировать себя с ней;
- непосредственно индивидуально-психологическое бытие индивида, в котором имеет место выражение принятых норм. ценностей и идеалов группы.