Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Гештальт-принципы восприятия

Все предметы / Психология / Гештальт-принципы восприятия
Определение 1

Гештальт — это пространственная (наглядная) форма воспринимаемых предметов, существенные свойства которых невозможно воспринять через суммирование свойств их частей.

Принципы гештальт-психологии

Гештальт-психология основана на нескольких базовых принципах: фигура и фон, дифференциация (определяет отношение между конфигурацией от раздражителя и гештальта в сознании), замыкание (настройка неполных конфигураций в восприятии до полных).

Гештальтпсихология представляет собой направление психологической науки, возникшее в первой половине прошлого века. Его развивали в своих трудах такие ученые, как Вертхаймер, Келер, Коффка, Левин и др. Основой направления стали исследования зрительного восприятия, которые доказали, что люди имеют склонность к восприятию окружающего мира в качестве упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных элементов.

Например, люди изначально воспринимают лес в целом, а только потом могут выделять отдельные деревья в качестве части целого. Подобные конфигурации стали называться в науке «гештальты». На основе исследований восприятия ученые сформулировали два основополагающих принципа.

Первый принцип состоит во взаимодействии фигуры и фона. Он гласит, что каждый гештальт можно воспринимать как фигуру, которая обладает четкими очертаниями и выделяется в этот момент из окружающего мира. Мир в это время представляет собой более размытый и недифференцированный фон в отношении фигуры. Формирование фигуры, с позиции гештальтпсихологии, является проявлением интереса к чему-либо и сосредоточением внимания на объекте для удовлетворения возникающего интереса.

Второй принцип состоит в равновесии. Он основан на стремлении человеческой психики, как и любой динамической системы, к максимальному состоянию стабильности в наличных условиях. В контексте первого принципа это значит, что, если выделить фигуру из фона, то человек попытается придать ей наиболее удобную форму (с точки зрения удовлетворения изначального интереса). Подобную форму можно характеризовать следующими свойствами:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Простота,
  • Регулярность,
  • Близость,
  • Завершенность.

Фигура, которая отвечает означенным критериям, называется «хорошим гештальтом».

Особенности принципов гештальта

Базовые принципы гештальтпсихологии впоследствии дополнили концепции научения К. Коффки, энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенный последний принцип «здесь и сейчас». В соответствии с принципом «здесь и сейчас» в качестве первостепенного фактора, который опосредует поведение и социальную функциональность личности, выступает не содержание прошлого опыта, а качество осознания актуальной ситуации.

Если взять за основу данную модель, то весь процесс взаимодействия индивида с фигурой (от момента возникновения интереса до полного удовлетворения) включает 6 этапов:

  • Ощущение,
  • Осознание,
  • Энергия,
  • Действие,
  • Контакт,
  • Разрешение.

На первом этапе спонтанный интерес к объекту обладает характером смутного (неопределенного) ощущения. Часто это может быть беспокойство, вызывающее стартовое напряжение. Потребность в понимании и конкретизации источника ощущения способна побуждать человека обратить внимание на вызвавший его объект.

Цель второй стадии представлена насыщением фигуры значимым содержанием, включая ее конкретизацию и идентификацию. По сути, выделение фигуры из фона можно свести к 2 первым этапам контакта.

На третьем этапе мобилизуется энергия, которая изначально связана с возникшим напряжением. Она требуется для сосредоточения и удержания внимания. Если фигура, которая выделена в результате осознания (2 этап), оказалась для человека значимой, то происходит стимуляция изначального интереса. При этом напряжение не снижается, а, напротив, начинает нарастать, постепенно приобретая характер «заряженной энергией озабоченности». На 3 этапе энергия системы достигает своего пика. Фигура в рамках субъективного восприятия максимально «приближается», то есть формируются условия перехода к этапу действия.

На 4 этапе человек переходит от самого восприятия (перцептивного поведения) к попытке активного воздействия на вызвавшую интерес фигуру. Это приводит к адаптации фигуры к физическому или психологическому «присвоению». На этапе контакта проявляется максимально насыщенное переживание, интегрирующее впечатления, которые были получены от сенсорного осознания и моторного акта.

На завершающем этапе предполагается рефлексия опыта, полученного на этапе контакта (происходит его интеграция на внутриличностном уровне). Именно таким образом в логике гештальтпсихологии осуществляется научение.

Принципы восприятия в гештальтпсихологии

Гештальтпсихология возникает из исследований восприятия, в центре внимания здесь находится тенденция психики организовывать опыт в целое, доступное пониманию. Например, воспринимая буквы с недостающими элементами, сознание человека стремится восполнять пробел, и он узнаёт целую букву.

Суждения о том, что воспринимаемый людьми мир невозможно разделить до бесконечности, имели место и раньше. Лишь в 30-е годы 20 века школа Вертхаймера, Кёлера и Кофки подтвердила собственные концепции солидным экспериментальным материалом.

В зависимости от теоретических источников принципы могут расходиться, но основные из них включают: принцип фигуры и фона, принцип дифференциации, принцип изоморфизма и др.

Также следует обратить внимание на принцип замыкания, в соответствии с которым происходит достройка неполных конфигураций в восприятии до полных. Принцип хорошей формы гласит, что в случае с сохранением типа конфигурации менее организованная форма вытесняется в сознании на более организованную.

Принцип изоморфизма показывает, что между нейрофизиологическими процессами и построением воспринимаемых объектов, как правило, формируется структурная соотнесенность.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис