Специфика профессионального стресса и его зависимость от гендера
Гендер – это понятие, которое используется для обозначения различия социальных характеристик мужчин и женщин, а также совокупности их биологических особенностей (физических, генетических, репродуктивных).
Впервые понятие гендер было введено в 1963 году Р. Столером в ходе проведения обширного структурного исследования естественного и приобретенного человеком, в зависимости от его пола.
В настоящее время под гендером понимают:
- Социальный пол, который во многом обуславливает особенности личностного и группового поведения человека в обществе, в зависимости от его пола.
- Биологический пол, который выступает в качестве совокупности физиологических и морфологических характеристик, определяющих индивидуальное поведение человека, во многом связанное с выраженностью и направленностью эротических переживаний и чувств.
В соответствии с психологической спецификой профессионального стресса, его основных форм проявления, связанные с ним интеллектуальные, поведенческие, физиологические и эмоциональные изменения, а также наличие объективных и субъективных причин возникновения, нельзя относиться с пренебрежением к гендерным особенностям его формирования и внешнего проявления.
Особое место в исследовании гендерных особенностей формировании и внешнего проявления профессионального стресса, занимают исследования, которые были проведены в 1993 году Сандрой Липсиц Бем, в ее труде «Линзы тендера». В данном произведении подробно описаны гендерные различия мужчин и женщин, особенности их поступков и поведения, а также профессиональные возможности и сложности. Именно возможность или невозможность реализации своего профессионального потенциала выступает одной из причин возникновения профессионального стресса. В зависимости от гендера, профессиональный стресс формируется и развивается у мужчин и женщин по-разному.
В своем труде Сандра Бем рассматривает наиболее распространенные мнения о том, что различное поведение и социальные роли мужчин и женщин, являющиеся следствием их биологических (половых) различий, оказывают и различное влияние на формирование профессионального стресса.
Так, по мнению Сандры Бем, мужчина изначально имеет больше возможностей построить свою профессиональную карьеру так, как он того желает. Это связано с тем, что у мужчин значительно крепче здоровье, они реже поддаются переживаниям, меньше обращают внимание на разные мелочи и тем самым «быстрее и увереннее шагают» по карьерной лестнице. Кроме того, мужчины имеют и такое преимущество перед женщиной, как полная свобода от быта и ухода за детьми. Зачастую карьера женщины зависит от деторождения, то есть ее приходиться прерывать и «выпадать» из процесса на некоторое время. С рождением ребенка, жизнь женщин уже не может быть прежней и соответственно она не всегда способна полностью реализовать себя в профессиональном плане.
Таким образом, женщины, в отличие от мужчин, больше подвержены возникновению и развитию профессионального стресса.
Характеристика «теории линз»
В соответствии с «теорией линз», разработанной Бем, а также на основании принципа деятельности когнитивных процессов, восприятие человека является селективным, то есть оно отбирает и структурирует в привычную схему полярного восприятия женщин и мужчин только то, что очень распространено в окружающей реальности, но при этом не вписывается в полной мере в рамки, установленные культурой гендерного восприятия. Мужчины и женщины не просто отражают окружающие их предметы, посредством репрезентативных систем (аудиальная, зрительная, тактильная и т.д.), но и активно конструирует тот тип познания и восприятия, который является характерным для мужчин и женщин.
К отдельным результатам конструирования познавательной системы относят процессы:
- поляризация женского и мужского;
- иерархизация женского и мужского;
- интерпретация значимости и положения вещей, в зависимости от биологизации данного процесса, то есть объяснение всего происходящего с точки зрения принадлежности к определенному гендеру.
Теория линз достаточно подробно исследует гендерную принадлежность к определенным профессиям, возникновение, развитие и проявление профессионального стресса у мужчин и женщин. В соответствии с теорией нет никаких профессий и мест, которые имели бы естественные, исконные и неизменные половые признаки. Те, устои, которые формируются в каждом конкретном обществе, касающиеся профессиональной принадлежности мужчин и женщин, являются требованиями культуры, вписанной в умы членов общества с самого детства. Еще в детском возрасте игры подразделяются на женские и мужские, также и игрушки. Все это формирует определенные стереотипы о том, что есть мужские и женские профессии. Именно поэтому некоторые люди не могут реализовать себя в профессиональной деятельности, так как в них с детства заложены определенные стереотипы.
В настоящее время стереотипы о гендерной принадлежности профессий постепенно разрушаются. Все чаще можно встретить мужчин и женщин, которые строят карьеру в несвойственной им профессиональной сфере.
Однако проблема воспитания детей в соответствии с гендером и привитие им стереотипа о мужских и женских профессиях, остается одной из актуальных и исследуемых в современном мире.
Бем предлагает две стратегии решения этой проблемы. Первая состоит в том, чтобы обучить детей различиям между полами. Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную или «разрушительную» схему, с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные послания от референтной группы, рекламы, фильма или комикса. Для начала родители должны обучить детей различию между полами, обратив их внимание на социальные представления о поле. Для этого они должны продемонстрировать нетрадиционные тендерные роли. Папа может готовить обед, купать детей, а мама — водить машину и продвигаться в науке. Родители должны избегать воспитания ребенка с ссылкой на пол.