Сущность понятия «гендер»
Гендерные различия – это различия между представителями разных гендеров, под которыми понимаются различия между мужчинами и женщинами.
Рисунок 1. Гендерная культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К определению понятия гендер в психологии существуют разные подходы. Впервые этот термин употребили Р. Столлер и Д. Монн. Р. Столлер рассматривал этот термин как «социальные проявления принадлежности к полу».
Начало гендерным исследованиям положило разделение биологической и социальной культурной составляющей. Дж. Скотт в дальнейшем изучении гендера делала упор на социальные особенности мужчин и женщин, возникающие в ходе их общественной деятельности и определяющие социальное поведение.
Развитию понятия этого определения способствовали также работы, проводившиеся в русле феминистической антропологии. Представители этого течения утверждали, что в ходе социализации в обществе формируются определенные требования, в результате чего устойчивым становится неравенство полов. В теории половых ролей Т. Парсонс указывал на то, что в семье мужские и женские роли должны разделяться, чтобы семья гармонировала и оставалась целостной, он считал, что женщина должна заниматься домашним хозяйством.
Однако за пределами этой теории существует проблема различия в дифференциации сил и прав, связанная с распределением гендерных ролей.
П. Бергер считает, что гендер является системой общественных отношений, которые создаются в период постоянных взаимодействий на микроуровне социальной системы. Понятие гендер у Р. Ангера означает совокупность социальных и культурных норм, и соблюдаться они должны так, как считает общество, в обязательном соответствии с биологическим полом.
Наиболее известной в изучении понятия гендер является теория социальных ролей Э. Игли, суть которой состоит в том, что человек ведет себя согласно стереотипам, сложившимся в обществе и если женщина и мужчина желают быть в данное общество принятыми, то они должны вести себя согласно своей роли. Работы С. Бем в этой области помогли выделить несколько классов гендеров, основу которых составляют маскулинность и феминность.
В классификации выделяются:
- маскулинный тип,
- феминный тип,
- высокий уровень андрогинии,
- низкий уровень андрогинии.
Для маскулинного типа характерны такие черты как сила и независимость, самостоятельность, умение рисковать.
Феминные черты – это способность уступать, застенчивость, мягкость.
При высоком уровне андрогинии сочетается маскулинность и фемининность.
Люди с низким уровнем андрогинии обладают недостатком полового влечения и испытывают недостаток жизненных сил.
Тем не менее, исследователи отмечают смешение гендерных ролей, что по мнению И. С. Кпециной приводит к тому, что к мужественности и женственности одновременно относят психофизиологические и социокультурные аспекты психологических различий.
В трудах отечественных психологов по изучению становления личности указывается на то, что биологический пол не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле и должно дополняться другими понятиями. В отечественной психологии проблема психологического пола представлена единичными исследованиями.
Таким образом, можно сказать, что отличие в поведении женщин и мужчин обусловлено гендером, определяемым социально-культурными факторами.
Роль гендерных представлений в формировании личности
Вопросы гендерного самоутверждения особенно актуальными являются в подростковом возрасте, когда выстраивается собственная картина мира и свой новый образ «Я». Осознание себя и отношение к себе определяют специфику предъявления своего «Я» другим людям.
Подобное предъявление подразумевает стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и в стратегиях поведения. Этот комплекс психических явлений обозначается термином самоутверждение личности. Подросток стремится самостоятельно осмыслить и сформировать свою гендерную принадлежность, не ограничиваясь при этом только пассивным усвоением гендерных норм и ролей.
Часто доминирующей потребностью выступает стремление индивида достичь и поддержать определенный общественный статус. Проявляться это может в какой-то конкретной области или отстаивание своей значимости в словесных заявлениях. По времени самоутверждение является сложным и длительным процессом, в течение которого человек утверждает самого себя как гармоничную, целостную личность. Природа этого феномена непонятна, и исследователи спорят о том, является ли он процессом или же является личностной чертой.
Гендерное самоутверждение подростка – это и аспект самопознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола, осознание своей связи с культурными определениями мужественности и женственности.
Свои формы обращения, ролевые образы поведения, виды деятельности характерны для каждого возраста той или иной гендерной группы, не исключение в этом плане и подростки. Себя самого и сверстников они воспринимают как представителей пола знаков, которые сформировались в подростковой субкультуре.
В утверждении половой принадлежности в подростковом возрасте важную роль играет предметное окружение – подросток стремится использовать те вещи, которые в среде его сверстников повышают его статус. Вещи и вид деятельности он выбирает в зависимости от пола и специфики группы, для него значимой.
Специалисты говорят о трех способах самоутверждения – самоподавление, конструктивное самоутверждение, доминирование. Каждый способ имеет определенный набор признаков.
Таким образом, свою половую принадлежность подростки демонстрируют с использованием специфических признаков – это одежда, прически, украшения.
В отличие от мальчиков, девочки используют более широкий спектр словесных и графических символов для того, чтобы обозначить свою половую принадлежность. О видах деятельности, характерных для мужчин и для женщин, они имеют в основном одинаковое представление.
Если для мальчиков наибольшую значимость имеют предметы технокультуры, то для девочек это будет одежда и косметика. К мужским качествам подростки относят силу и мужественность, а к женским – женственность и нежность.
Формирование личности подростка
Подростковый возраст является возрастом критических периодов онтогенеза. В это время происходит интенсивное психическое и социальное развитие, физиологическое и физическое созревание, идут качественные изменения всего организма. Особенности развития провоцируют значительные нарушения и отклонения в процессе развития. В это время подростки довольно уязвимы.
В формировании личности подростка большую роль играет референтная группа, членом которой подросток является. Это, например, может быть дворовая компания, классный коллектив, друзья по кружку или просто ребята по этажу. Поскольку такие группы являются для подростка большим авторитетом, то родители в этот период должны быть внимательными.
Группа может оказывать сильное влияние на поведение и отношение к другим, а подросток будет прислушиваться к мнению её членов, чтобы утвердить себя. В этом возрасте появляется чувство взрослости – это основное новообразование, хотя до реальной взрослости ещё далеко.
Поскольку подросток пока ничего не может изменить и, по-прежнему, зависит от родителей, то старается хотя бы внешне подражать взрослым. Появляются атрибуты «псевдовзрослости» – сигареты, уходы из дома, часто употребление энергетиков и пива.
Положительным моментов в подражании взрослым является то, что подросток как бы перебирает роли, встречающиеся в жизни. Поведение подростков часто меняется от доброго до манерного и хулиганистого. Источником конфликта являются внешний вид подростка, его внешний облик – это социальная мимикрия в среде подростков.
В подростковом возрасте формируется «Я-концепция», складывается устойчивая система представлений о самом себе, не всегда совпадающая с реальным «Я». Сравнивая себя с другими, подросток познает сам себя.
На первом этапе образы «Я» обычно разные – «Я» физическое, интеллектуальное, поведенческое (характер), между собой они никак не связаны, но, при разной степени реалистичности вполне реальны.
При осознании «Я - реального» есть возможность исправить свои недостатки, предпринять реальные шаги самовоспитания.
Задача родителей в это время заключается в оказании помощи. С окончанием подросткового периода все образы «Я» складываются, и происходит второе рождение личности.