Сущность понятия «внутренняя позиция»
Внутренняя позиция школьника – это психологическое новообразование, возникающее к концу дошкольного возраста и характеризующее готовность ребенка к школе.
Российское образование за последние десятилетия существенно изменилось. Дошкольное детство стало насыщенным специальными школьными атрибутами, а содержание и формы воспитательно-образовательного процесса приблизились к учебной деятельности, в результате чего произошло стирание границ между дошкольным и младшим школьным возрастом.
Проживание дошкольного детства, по мнению Н.И. Гуткиной, привело к изменению общего уровня психологической готовности ребенка к школе. Многие первоклассники, несмотря на умение читать и писать, с психологической точки зрения к школе ещё не готовы, и имеют низкие показатели адаптации и симптомы школьной дезадаптации.
Психологическая адаптация к школе – это процесс освоения школьной действительности и здесь необходимо выяснить внутреннюю позицию школьника.
В психологию это понятие было введено в 1968 г Л.И. Божович и понимается как новое отношение ребенка к среде. Возникает это отношение в результате переплетения познавательной потребности и потребности в общении с взрослыми – обе потребности выступают на новом уровне. У ребенка возникает необходимость узнавать новое и вступать в новые социальные отношения с взрослыми людьми, что возможно через учебную деятельность.
Личностную готовность ребенка к обучению выражает его отношение к самому себе, к сверстникам, к взрослым. Неготовность ребенка к обучению в школе проявляется в детской непосредственности – такие дети перебивают друг друга, не поднимают руку, рассказывают учителю о своих чувствах, в работу включаются только тогда, когда учитель обращается непосредственно к ним. Они не следят за тем, что происходит в классе, нарушают дисциплину, мешают другим. Получая замечание, сильно обижаются, жалуются на плохую учительницу, школу, неинтересные уроки. Для таких детей характерна мотивационная незрелость, влекущая за собой пробелы в знаниях. В результате личностной незрелости ребенка возникают трудности формирования произвольного поведения.
Ряд специалистов считают, что слабое развитие произвольности является основной причиной психологической готовности к школе. Произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развитие которого происходит внутри учебной деятельности – это с одной стороны, а с другой стороны – слабо развитая произвольность мешает обучению в школе.
На первое место в готовности к школе Д.Б. Эльконин ставил сформированность необходимых предпосылок, а именно:
- умение ребенка подчинять свои действия правилу;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение слушать и выполнять задания говорящего, которые предлагаются в устной форме;
- умение выполнять требуемое задание самостоятельно.
Обучение первоклассников фактически опирается на параметры развития произвольности, которые являются частью психологической готовности к школе. Очень важно, чтобы внутренняя позиция школьника сформировалась у ребенка к началу обучения в школе. Также надо помнить и то, что игра продолжает оставаться основной деятельностью ребенка в шестилетнем возрасте, а вот сформировать навык учебной деятельности предстоит учителю.
Становление внутренней позиции
Ребенок с развитой внутренней позицией включается в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном исполнении намерений и целей, но, исследования показали, что внутренняя позиция недолговечна. К третьему классу обучения она выражается уже слабо, а затем совсем исчезает.
Специалисты видят причину исчезновения внутренней позиции школьника в высокой регламентации учебного процесса, а также в игнорировании особенностей мотивации.Если до поступления в школу внутренняя позиция не была сформирована, то и в школе она практически не формируется – такой вывод был сделан на основании исследований, проведенных в лаборатории Н.И. Гуткиной.
В исследованиях, проведенных М.С. Гриневой, рассматривалась возрастая динамика личностной готовности ребенка к школе от 5 к 7 годам. В результате было отмечено, что период от 5 до 6 лет является наиболее благоприятным для формирования мотивов учения, а после 6 лет эффективно развивать сферу самосознания и познавательную мотивацию.
Если сравнивать детей, поступающих в школу, конца 2000-х годов с детьми конца 1980-х годов, то значительные различия отмечаются в сфере самосознания, содержании внутренней позиции и мотивационном аспекте деятельности. Внутренняя позиция школьника у современных 6-7 летних детей обогащена знаниями о содержании школьной жизни и необходимости учиться. Что касается дошкольников, то их позиция связана с представлением о детском саде как о форме подготовки к школе.
Для современных первоклассников характерно стремление к сохранению дошкольных форм отношений с взрослыми, а это говорит о том, что период формирования раннего образа «Я» становится у современных детей более длительным. Исследования также показывают, что дети, живущие в городе, о школе хорошо осведомлены к 5 годам образ школы для них довольно притягательный. Возможно, это связано с конкретной школьной атрибутикой – портфель, учебник, парта, которые, скорее всего, выступают для них как игровые аксессуары. Пятилетние дети ещё не осознают уклад школьной жизни – формы обучения, поощрения, наказания, правила, особенности общения и др.
Конкретизация представлений школьного уклада жизни с положительным к ней отношением укрепляется к 6 годам, что выражается в принятии групповой урочной формы работы и отказе от индивидуальных занятий на дому. Большинство детей хорошо принимают групповую урочную форму обучения, и образ школы для них является местом получения знаний.
Для 7 летних детей значимой уже становится отметка, которая воспринимается как поощрение их учебной деятельности, причем приходит и понимание того, что в школу дети приходят не за отметками и в самой учебе есть другие смыслы. Так постепенно они осваивают новый социально значимый для них статус и приобщаются к миру знаний.
Становление внутренней позиции школьника рассматривается также и через «позиционное самоопределение» и становление самооценки.
Между внутренней позицией школьника и самооценкой была установлена связь в экспериментальном исследовании Л.Г. Бортниковой. Было выяснено, что высокая самооценка соответствует оптимальному уровню развития внутренней позиции школьника.
В младшем школьном возрасте у ребенка происходят в отношении к себе серьезные изменения. В 7 лет в период кризиса появляются устойчивые представления о «Я-идеале» – это своеобразная норма, с которой ребенок сравнивает свое поведение, а это значит, что процесс оценивания себя становится рациональным.
Именно в младшем школьном возрасте идет постепенное расхождение «Я-реального» и «Я-идеального».
Методы формирования внутренней позиции школьника
Чтобы ещё у дошкольника сформировалась внутренняя позиция школьника, воспитатель должен решить три основные задачи:
- формировать правильные представления о школе и об учении;
- формировать эмоциональное положительное отношение к школе;
- формировать опыт учебной деятельности.
Для того, чтобы выполнить данные задачи используются определенные методы и среди них:
- беседы с детьми о школе;
- разучивание стихов на тему школы и чтение рассказов о школе;
- беседы по картинкам, отражающим жизнь школы;
- рисование на тему школы;
- игры в школу.
Подборка стихов и рассказов о школе должна показать детям разные стороны школьной жизни, здесь и радостные лица детворы, бегущей в школу, важность школьных знаний, школьную дружбу, необходимость помощи товарищам, правила поведения на уроке и др.
Важно, с помощью беседы, ознакомить детей с образами «плохого ученика» и «хорошего ученика», правильного и неправильного поведения. Старшие дошкольники лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием и с интересом их слушают.
Играя с детьми в школу можно моделировать школу будущего, в сюжет игры вводить, например, роль Незнайки, не желающего учиться и выполнять установленные правила.
Формируя положительное отношение к обучению в школе можно в детский сад пригласить учителя и организовать экскурсию на школьный двор, приглашение школьников в детский сад, сделать выставку «Наши родители – школьники» и др.