Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование самосознания современной молодежи

Определение 1

Самосознание — это сознание индивидом самого себя в отличие от других субъектов и мира в целом. Человек осознает свое взаимодействие с объективным и субъективным миром в рамках соответствия своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств и мотивов.

Особенности самосознания

Замечание 1

Самосознание представляет собой осознание и оценку человеком самого себя в качестве субъекта практически-познавательной деятельности. Человек представляет себя как личность в рамках собственного нравственного облика и интересов.

Самосознание характерно не только для индивида, но и для общества, класса, социума, нации. Это происходит, когда они способны подняться до понимания собственного положения в системе отношений общества, собственных, общих интересов и идеалов. В рамках самосознания человек начинает выделять себя из всего окружающего мира, определяя собственное место в круговороте событий природы и общества. Самосознание напрямую связано с рефлексией, где осуществляется выход на уровень теоретического мышления.

Мера и исходный пункт отношения человека к самому себе являются, в первую очередь, другие люди, поэтому считается, что по сути самосознание обладает общественным характером. В социальной психологии принято рассматривать 3 области, где происходит осуществление становления и формирования личности:

  • Деятельность,
  • Процесс общения,
  • Самосознание.

Современная молодежь в процессе социализации расширяет и углубляет связи общения в отношении других людей, групп, общества в целом. Здесь происходит становление образа «Я» человека, который не может возникать сразу, а складывается постепенно в течение жизни под влиянием большого количества социальных влияний.

Самосознание молодежи в современном мире

В молодом возрасте человек начинает осознавать свои качества, способности и возможности, мотивы и идеалы, знания и интересы. Молодой человек осуществляет целостную оценку себя в качестве чувствующего и мыслящего существа, в качестве деятеля, который имеет свои особенности.

Молодые люди имеют более или менее адекватные представления о себе, что представляет собой их реальный «Я» образ, который, как правило, совпадает с идеальным «Я» образом. Так, расхождения реального и идеального «Я» образа способствует не только позитивным, но и приводит к негативным последствиям. Рассогласование реального возраста и самооценки молодого человека объясняется с помощью закономерностей трансформации социальных и временных отношений в жизнедеятельности.

«Формирование самосознания современной молодежи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В молодости на показатель самооценки оказывает воздействие уровень достижений личности. Так, самооценка в этом возрасте растет при достижении успеха и снижается при неудаче. Если происходят негативные события, то для поддержания «Я-концепции» молодым людям необходимо провести:

  • Объяснение своего неуспеха через использование механизма рационализации;
  • Использование защитного механизма отрицания;
  • Снижение уровня собственных притязаний;
  • Переключение на другую деятельность, где возможен успех.

С возрастом приобретается опыт, а самооценка становится более дифференцированной категорией. В этот период происходит распад единой «Я» концепции на несколько независимых друг от друга «Я» концепций.

Формирование «Я» концепции происходит в связи с само актуализацией личности. Человек определяет себя, например, как красивый или некрасивый, здоровый или больной. В качестве мотивирующего стимула развития «Я» концепции выступает стремление к актуализации. Для молодых людей контроль этого процесса происходит через принятие личностью социальных (нравственных, культурных и др.) понятий и ценностей. В первую очередь контроль осуществляется через категории понятий и ценностей соответствующих социальных групп.

Если выбранная профессия находится в соответствии с «Я» концепцией молодого человека, то он добивается caмоактуализализации. Ученые ввели в этой сфере понятие «профессиональная «Я» концепция» личности, выделив в ней реальную и идеальную сторону. В структуре профессиональной самооценки принято выделять самооценку результата (оценка того, что удалось достичь) и самооценку потенциала (оценка своих профессиональных возможностей, которая может отражать веру в себя и собственные силы).

Высокая оценка потенциала представляет собой фактор профессионального саморазвития молодого человека. В период молодости «Я» концепция обогащается через опыт активного проявления себя, личности в качестве сексуального партнера, супруга, матери или отца, профессионала и гражданина своей страны.

В рамки целостной «Я» концепции необходимо включить новообразования, которые отражают уровень зрелости личности. На показателе общей самооценки отражается удовлетворенность собственным телесным образом. Физическая привлекательность здесь выступает в качестве основания для счастья (в большей мере это присуще для женщины, чем для мужчины).

Становление самосознания и социально зрелой личности

Начало жизни молодых людей связано с определенными планами и надеждами, которые по своей сущности представляют собой мечты для осуществления. Здесь важно то, что мечта должна быть связана с реальностью и возможностью ее достижения. Не само будущее в целом, а то будущее, которое выстраивается на основе настоящего, приводит к достижению. Например, студент, получающий среднее образование, может поставить цель закончить университет.

В рамках самосознания цель необходимо соотносить с реальностью. Так, в последнем примере должны быть соответствующие материальные условия для обучения в университете (например, удобно ездить по месту проживания).

Цель должна обладать конкретикой, а не быть общей (например, не получить высшее образование, а поступить на факультет коммерции и предпринимательства). Определение профиля образования — очень важная задача для молодых людей, поскольку может привести к разочарованию и потере смысла жизни у отдельных лиц по причине прекращения их образования (это обусловлено тем, что происходит приспособление некоторого уровня развития когнитивной сферы к социально-экономическим условиям жизнедеятельности).

Дата последнего обновления статьи: 15.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot