Самооценка — это базовый элемент произвольной саморегуляции, указывающий направление и меру активности индивида, а также взаимосвязь с окружающий средой, людьми, отношение к самому себе.
Особенности самооценки у старших дошкольников
Самооценка представлена отношением человека к самому себе и состоит из представлений о самом себе (убеждений, чувств, эмоций, направленных на себя и собственную судьбу). Самооценка, по сути, представляет собой ядро личности, поэтому имеет значение важнейшего регулятора поведения и действий дошкольника.
От самооценки ребенка напрямую зависит то, в гармонии ли он находится в социуме и насколько успешно он выстраивает отношения с окружающими людьми. Таким образом, критерий самооценки не только оказывает воздействие на эффективность и успех действий в настоящее время, но и способен предопределять дальнейшее развитие самого ребенка в качестве личности.
Дошкольный возраст характеризуется становлением самостоятельности. Когда ребенок начинает проявлять независимость от взрослых, его отношения с окружающими расширяются и углубляются, что дает возможность максимально полно и четко осознать себя и дать себе оценку.
По мнению Л. И. Божович формирование всей психической жизни ребенка происходит под влиянием оценок других людей. Так, любой новый опыт, новые знания и умения, навыки, приобретенные детьми, подвергаются оценке другими людьми. Вскоре дошкольники самостоятельно пытаются определить оценку своим действиям, подтверждая правильность (неправильность) узнаваемой ими действительности.
В дошкольном возрасте оценка и самооценка обладают более эмоциональным характером. Из окружающих взрослых самые положительные оценки заслуживают те люди, к которым ребенок чувствует любовь, доверие и уважение. Старший дошкольник уже намного чаще оценивает внутренний мир окружающих взрослых людей, давая им более четкую и дифференцированную оценку в сравнении с детьми среднего и младшего дошкольного возраста.
С 5 до 7 лет общение со сверстниками достаточно сильно воздействует на самосознание дошкольников. Взрослые люди кажутся ребенку недосягаемым идеалом, а с друзьями одного года можно себя сравнивать наравне. При обмене оценочными суждениями формируется некоторое отношение к другим детям, наряду с этим создается способность видеть себя с их точки зрения. Детское умение анализировать результаты своей деятельности зависит от способностей проводить анализ результатов других детей.
Роль игр в формировании самооценки дошкольников
Игра – это форма деятельности, которая в определенных условных ситуациях концентрируется на восстановлении и усвоении социального опыта, заданного в социально закрепленных формах предметных действий, в объектах науки и культуры. Она представляет собой ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
В пределах любой роли в любом случае предусмотрено правило, которое ребенок постепенно способен выделять в качестве важного элемента. Доминирование сиюминутного желания меняется на победу правил, происходит изменение их значения. Так, первоначально сливаясь с ролью, оно начинает восприниматься в отдельности, выполняется, а далее самостоятельно устанавливается детьми до начала игры.
Игровые ситуации представляют собой методы активного обучения детей. Они отличаются тем, что при их осуществлении происходит использование некоторых игровых принципов (чаще всего одного – двух). Их реализация происходит в условиях свободной деятельности, которая не регламентирована через формальные правила и организационную структуру.
Н. К. Крупская в своих работах разделила игры на 2 группы:
- Творческие игры, включающие строительные, сюжетно-ролевые и театральные.
- Игры с правилами, включающие подвижные, дидактические, музыкальные игры и игры–забавы.
Самооценка старших дошкольников формируется в игровой деятельности. Это обусловлено тем, что она представляет собой их основной вид деятельности. В качестве важного элемента игры выступает роль, которую берет на себя дошкольник.
В процессе игры происходит формирование не только самооценки, но и развитие ее регулятивной функции. Из всей системы факторов, которые действуют на формирование отношения человека к себе в процессе деятельности, выделяются 2 самые значимые группы. Первая из них представлена оценкой собственных достижений, а также соотнесением своей оценки и общественной оценки, оценки теми членами коллектива, мнение которых по некоторым критериям является значимым.
Вторая группа включает отношение других людей к этому человеку как личности. В игровой деятельности дошкольников, которую взрослые не способны жестко регламентировать, особенно важно уметь управлять оценочным отношением и с помощью этого влиять на нравственное развитие ребенка.
Игра влияет на следующие аспекты развития самооценки:
- Выявление творческих способностей,
- Развитие личностно-творческого потенциала,
- Формирование адекватного оценивания самого себя,
- Развитие умения принимать самостоятельные решения,
- Формирование навыка саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы.
Игры способны научить детей уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивая рефлексию и формируя у них чувство собственного достоинства. Для роста уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста педагоги предлагают проведение небольших игр, где участие детей должно быть добровольным.
Ребенка необходимо заинтересовать, увлечь, но, ни в коем случае не заставить. Одним из условий проведения игр является отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, обозначаясь через предметы обычного окружения.
Примером может быть игра «путешествие на необитаемый остров». В ее процессе дети преодолевают препятствия: горы, болота, реки, представленные стульями, скамейками и т.п. предметами обихода.
Таким образом, правильность оценки старшим дошкольником своих действий в большей степени будет зависеть от оценок взрослого. Наряду с этим, полная сформированная самооценка даст возможность детям с большей критичностью подойти к оценкам окружающих.