Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование просоциального поведения у дошкольников с разным социометрическим статусом

Сущность понятия «социометрический статус»

Определение 1

Социометрический статус – это положение индивида в системе межличностных отношений в конкретной малой социальной группе.

Для каждого члена группы характерен свой социометрический статус. Его можно определить как сумму предпочтений или отвержений другими членами группы. Исходя из чувств, испытываемых другими членами группы относительно какого-либо субъекта, социометрический статус может быть высоким или низким.

Все статусы в совокупности образуют в группе статусную иерархию. Члены группы, имеющие самое большое количество положительных выборов, относятся к высокостатусным и называются социометрическими звездами. Большинство симпатий обращено к этим людям. Далее идут среднестатусные и низкостатусные члены группы. Группы могут и не иметь социометрических звезд, а только высоко-, средне-,низкостатусных членов.

В группе также могут быть субъекты, у которых нет ни положительных, ни отрицательных выборов – это низкая ступень межгрупповых отношений на которой находятся изолированные субъекты.Данная позиция является одной из неблагоприятных. Отверженные члены группы имеют малое количество предпочтений и большое количество отрицательных выборов.

Самую низкую ступень иерархической лестницы социальных предпочтений занимают изгои или пренебрегаемые. Они, при наличии отрицательных выборов, не имеют ни одного положительного.

Социометрический статус определяется чувствами человека, поэтому не совсем правильно рассматривать позицию социометрической звезды как позицию лидера. Лидерство связано с вмешательством в процесс действия. Очень редко, но встречается сочетание, когда в одном лице субъект может быть социометрической звездой и лидером. Если, став лидером, человек утрачивает симпатии окружающих, то социометрическая звезда вызывает доброе отношение, потому что в её присутствии человек чувствует себя комфортно с психологической стороны. Социально-психологическая функция лидера связана с управлением.

«Формирование просоциального поведения у дошкольников с разным социометрическим статусом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

По критериям межличностных отношений в группе риска находятся изолированные, отверженные, пренебрегаемые её члены.

Более благоприятным социальным фактором в группе является негативное отношение к человеку, нежели отсутствие всякого отношения, потому что отрицательный стимул лучше его отсутствия. Человек из позиции пренебрегаемого иногда может перейти в позицию изолированного, но это будет для него большим наказанием.

Статус человека в группе чаще всего является величиной устойчивой, но с точки зрения развития личности эта неизменность может рассматриваться как фактор риска, несмотря на то, что статус высокий.

Замечание 1

К факторам, определяющим устойчивость социометрического статуса, относятся:

  • внешний вид,
  • успехи в деятельности,
  • ряд свойств темперамента и характера,
  • соответствие ценностей индивида и группы,
  • положение индивида в других социальных группах.

Социометрический статус дошкольника

Социальная ситуация развития ребенка с приходом его в детский сад меняется. Связи ребенок-взрослый дополняются отношениями ребенок-сверстник. В период дошкольного возраста рассмотреть формирование личности ребенка невозможно вне этих связей.

Опыт ребенка в детском саду расширяется взаимодействием со сверстниками – они становятся уже не только партнерами по какой-либо деятельности, но и партнерами по личностно значимому общению. Ребенок в 3-4-летнем возрасте ещё довольно легко меняет друзей по общению, а в 6-7 лет отдает предпочтение конкретному ребенку.В группах происходит дифференциация, идет выделение лидеров, привлекающих к себе внимание и симпатии. При проведении диагностики важными будут такие показатели как выделяемые звезды, отверженные дети в группе.

Наблюдая за повседневным общением детей, можно сказать, кто из них является популярным среди сверстников, кого чаще приглашают в игры, проявляют симпатию и стремятся к общению.

Неблагоприятно складывается ситуация взаимоотношений для тех детей, кто чаще играет в одиночку, выполняет второстепенные и неинтересные роли, к мнению которых никто не прислушивается.

Контактируя со сверстниками, ребенку становится важным их отношение, а завоевание положительной оценки и симпатии становится действенным мотивом поведения.

Группа дошкольников ещё не является в полном смысле коллективом, но по сравнению со школьной группой она имеет некоторые преимущества.

В группе дошкольников в большей степени возможно объединение детей по их желанию и установление избирательного длительного общения. Группа детсада – это развивающийся социальный организм, потому что выражена единой функциональной системой, которая имеет свою структуру и динамику. Так постепенно идет формирование социометрического статуса старшего дошкольника.

Члены группы являются элементами социометрической структуры, и каждый оказывает влияние либо положительное, либо отрицательное. Поэтому социометрический статус может быть как положительным, так и отрицательным.

Замечание 2

Низкий социометрический статус ребенка оказывает влияние на его психику – аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную сферы.

Ребенок с низким социометрическим статусом находится в группе риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям. Его самооценка может быть завышенной, заниженной, конфликтной и часто противоречивой. Такие дети испытывают большие трудности в общении, почти не проявляют инициативу, а их поведение имеет признаки дизадаптации, для которого характерна боязливость и неуверенность, минимальная самореализация.

Просоциальное поведение дошкольников с разным социометрическим статусом

Определение 2

Просоциальное поведение – это позитивные социальные действия и качества ребенка, такие как альтруизм, помощь другим, сочувствие, забота и др.

В результате взаимодействия детей в детском саду происходит групповая дифференциация и среди детей выделяются свои лидеры, звезды, отверженные и др.

Статус ребенка в группе имеет большое значение для формирования личности и самооценки. Зная детей с низким социометрическим статусом, воспитателю необходимо принять все меры для того, чтобы повысить статус ребенка. Это можно сделать через организацию совместных игр, через рассказы о хороших поступках ребенка, его достоинствах. Проводимая воспитателем работа должна быть направлена на формирование положительной оценки и симпатии у сверстников относительно конкретного ребенка.

На популярность ребенка и предпочтения детей влияние оказывает его способность придумать и организовать совместную игру. Дети, которые проявляют инициативу, пользуются популярностью у своих сверстников. Умение организовать совместную игру, является важнейшим качеством, оказывающим влияние на эмоционально-личностные предпочтения дошкольников. Пассивные участники игры занимают в общении подчиненную позицию.

Успешность деятельности дошкольника повышает его социометрический статус и оказывает влияние на положение в группе. Когда окружающие признают успехи ребенка, то отношение к нему со стороны сверстников улучшается.

Феномен популярности дошкольников можно анализировать и с точки зрения потребности ребенка в общении и степени её удовлетворения.

Экспериментальные работы, проводимые Р.А. Смирновой, показали, что предпочитаемыми оказываются дети, которые показывают доброжелательное отношение к партнеру. Кроме этого, Е.О. Смирнова, сравнивая детей, не пользующихся у сверстников популярностью, отмечает, что они значительно различаются по характеру своего поведения и степени тех трудностей, которые создаются ими для окружающих. Одни очень агрессивны, другие стремятся привлечь внимание к себе разными способами, третьи перестают контактировать и избегают этих контактов.

Различия в поведении детей очевидны, но, несмотря на это, в основе проблем есть сходные причины – в общих чертах проблема заключается в фиксации ребенка на оценке самого себя, сосредоточенности на собственной ценности и на том, что он значит для других.

Ребенок уверен, что окружающие думают только о нем и замыкается на самом себе, не хочет видеть и слышать других, что несет в свою очередь болезненные переживания одиночества и недооцененности самого себя.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot